22.9 C
Саранск
Пятница, 12 августа, 2022

«Невестами бодрились мы в плюшевках…»

 

В день Святой Троицы приехавший из города младший сын Кувшиновых Степан   посетил могилки родителей на сельском погосте, а потом – и опустевший более  десяти лет назад родительский дом, который, как ему показалось, еще больше врос в землю.  Переступив порог, Степан  увидел   за побеленной мелом печкой мамин жакет из плюша. Что было ценного   в доме, дети после смерти  отца и матери  сразу   разобрали и увезли, и одна лишь плюшевка так и осталась сиротливо висеть на прибитом в стену гвозде. 

«Светлый росток» послевоенной жизни

Дефицитный долгое время женский наряд под названием плюшевка  в СССР пришел в 1947 – 1950 годах, и был он, как   робкий, но добрый росток налаживающейся после войны жизни. В войну женщины ходили, как и солдаты, в однобортных стеганых хлопчатобумажных телогрейках  черного, серого, синего и  коричневого цветов. Теплые и  удобные, но неказистые с виду фуфайки   стоили 17 рублей. Ну и что? Зато хорошо грели!  «Мать, бывало, даже летом приляжет на диван, просит, чтоб я накинула на ноги эту старую одежонку, — поделилась своими воспоминаниями   в социальных сетях о  плюшевке уже наша современница. — «Лучше грелки!» – говорила».

Не до моды  и красоты было всем в военное лихолетье!

Золото  и в пепле блестит, но грубые ватники не украшали женщин. Вот и придумали для них модельеры жакет  из плюша — хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани с мягким ворсом, но более длинным, чем у бархата. Он подбивался ватой и имел полукруглый воротник.

Плюшевки были черных и темно-коричневых цветов с рыжим отливом, а когда со временем выгорали, у них появлялся   фиолетовый оттенок. Иметь плюшевку не только в послевоенные годы, но  и долгое время  после них  для женщин, особенно деревенских,  считалось особым шиком. Надев желанную обновку, в ней они выходили  на улицу, хотя стояло на дворе бабье лето, чтобы похвастаться перед односельчанками. Плюшевку приберегали, надевая только на праздники или при поездках в райцентр,  в ней  ходили в гости.

 Плюшевый жакет, в отличие от фуфайки,  выглядел очень эстетично и давал своей хозяйке ощущение комфорта, уюта. Под плюшем  была  стёганая ватная подкладка, которая  сохраняла тепло даже в мороз.

Доярки и свинарки – в приоритете

«Несказанной радостью были для нас такие жакетки, — говорила о плюшевках  одна из бабушек в селе Семилей Кочкуровского района, у которой сохранился такой раритет.  — Невестами мы бодрились в них. Много раз мне говорили, чтобы поменяла плюшевку на современную куртку.  Куртка у меня тоже есть, но плюшевку     берегу! Потому что другой уже   негде купить.   Тепло и уютно, и вся моя жизнь   в ней. Она   из натуральной ткани,   а не из «химии», в которой теперь все ходят».

Плюшевка   в те времена по цене  оказалась   дороже фуфайки – стоила 27 рублей.

Но спрос  на новомодные жакеты  оказался столь велик, что в сельмагах их  сначала продавали   по списку лучшим  дояркам и свинаркам, и в колхозах их выдавали в награду за труд только передовикам сельхозпроизводства.

Возвращались домой  в плюшевках и «торфушки», которым за тяжелую работу на торфоразработках тоже перепадал желанный дефицит. Но вскоре отечественная  легкая промышленность набрала обороты,   плюшевки стали висеть   во всех магазинах, и роскошный предмет гардероба могла купить для себя   любая женщина.

«Волга» — на втором месте

Мария  Кувшинова обзавелась  плюшевкой, когда такой жакет еще было трудно встретить в свободной торговле. Его из соседней с Мордовией    Чувашии  привез муж, куда  ездил в командировку на лесозавод в поселке Киря. Домой он вернулся не только с плюшевкой для жены, но и стиральной машиной, посмотреть на которую сбегалась к  Кувшиновым   вся улица.   Обновку для себя Мария  приняла с радостью, а что до стиральной машины «Волга», которая своим видом напоминала бочку из-под солярки или подсолнечного масла посреди  сельмага, к ней даже не прикасалась почти полгода. Рассердилась на мужа за то, что «потратил зазря сорок рублей»: «Нам деньги   некуда девать? Я и руками постираю лучше   стиральной машины!»

Но в один из зимних дней, когда отец пришел домой обедать, он застал  жену за большой стиркой. С тех пор стиральная машина стала для мамы главной помощницей в семье, в которой  у Кувшиновых росли три сына, и не было ни одной дочки, о чем Мария жалела до конца своих дней.

И в прозе, и в поэзии

Далеко не каждая вещь удостоилась быть упомянутой в повестях и романах. Но   повезло плюшевке, которую   называли еще и манаркой.  Федор Абрамов написал о ней в прозе, а Любовь Козлова посвятила женскому наряду стихотворение  «Плюшевый жакет», в котором поведала трогательную и грустную историю послевоенного времени. Это рассказ о деревенской девушке, которая, мечтая о  плюшевке, после войны поехала за ней  за сотню километров от дома. На поиски плюшевки в магазин пошла с деньгами за муку, которую привезла на санках и продала на базаре. Полутора тысяч рублей на мечту хватало, но не нашла девушка плюшевку в первый день хождения по магазинам. А на второй  с раннего утра узнала из громкоговорителя о  начавшейся денежной реформе, которая превратила ее  полторы тысячи в 15 рублей.

«Не по карману жакет снова ей,

Не с чем в деревню домой возвращаться.

Снова в дороге встречала рассвет,

Сумму домой принесла, пригодится.

Много прошло с той поры зим и лет,

Эта история в сердце хранится».

До 80-х годов прошлого века деревенские женщины  хаживали в вышедших из моды плюшевых жакетах, которые, говорят, можно было даже  видеть   на фото в иностранных журналах.

В селах Мордовии и поныне можно встретить  эти симпатичные женские наряды.   Не все, но многие дочери и внучки хранят раритеты как память об ушедших в мир иной своих бабушках и матерях. А то и сами их надевают, выйдя посидеть на лавочку у дома в осеннюю пору или в стылый летний вечер.

Поделиться
-
 

Новости партнеров

spot_img
spot_img

Последние новости