В день Святой Троицы приехавший из города младший сын Кувшиновых Степан посетил могилки родителей на сельском погосте, а потом – и опустевший более десяти лет назад родительский дом, который, как ему показалось, еще больше врос в землю. Переступив порог, Степан увидел за побеленной мелом печкой мамин жакет из плюша. Что было ценного в доме, дети после смерти отца и матери сразу разобрали и увезли, и одна лишь плюшевка так и осталась сиротливо висеть на прибитом в стену гвозде.
«Светлый росток» послевоенной жизни
Дефицитный долгое время женский наряд под названием плюшевка в СССР пришел в 1947 – 1950 годах, и был он, как робкий, но добрый росток налаживающейся после войны жизни. В войну женщины ходили, как и солдаты, в однобортных стеганых хлопчатобумажных телогрейках черного, серого, синего и коричневого цветов. Теплые и удобные, но неказистые с виду фуфайки стоили 17 рублей. Ну и что? Зато хорошо грели! «Мать, бывало, даже летом приляжет на диван, просит, чтоб я накинула на ноги эту старую одежонку, — поделилась своими воспоминаниями в социальных сетях о плюшевке уже наша современница. — «Лучше грелки!» – говорила».
Не до моды и красоты было всем в военное лихолетье!
Золото и в пепле блестит, но грубые ватники не украшали женщин. Вот и придумали для них модельеры жакет из плюша — хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани с мягким ворсом, но более длинным, чем у бархата. Он подбивался ватой и имел полукруглый воротник.
Плюшевки были черных и темно-коричневых цветов с рыжим отливом, а когда со временем выгорали, у них появлялся фиолетовый оттенок. Иметь плюшевку не только в послевоенные годы, но и долгое время после них для женщин, особенно деревенских, считалось особым шиком. Надев желанную обновку, в ней они выходили на улицу, хотя стояло на дворе бабье лето, чтобы похвастаться перед односельчанками. Плюшевку приберегали, надевая только на праздники или при поездках в райцентр, в ней ходили в гости.
Плюшевый жакет, в отличие от фуфайки, выглядел очень эстетично и давал своей хозяйке ощущение комфорта, уюта. Под плюшем была стёганая ватная подкладка, которая сохраняла тепло даже в мороз.
Доярки и свинарки – в приоритете
«Несказанной радостью были для нас такие жакетки, — говорила о плюшевках одна из бабушек в селе Семилей Кочкуровского района, у которой сохранился такой раритет. — Невестами мы бодрились в них. Много раз мне говорили, чтобы поменяла плюшевку на современную куртку. Куртка у меня тоже есть, но плюшевку берегу! Потому что другой уже негде купить. Тепло и уютно, и вся моя жизнь в ней. Она из натуральной ткани, а не из «химии», в которой теперь все ходят».
Плюшевка в те времена по цене оказалась дороже фуфайки – стоила 27 рублей.
Но спрос на новомодные жакеты оказался столь велик, что в сельмагах их сначала продавали по списку лучшим дояркам и свинаркам, и в колхозах их выдавали в награду за труд только передовикам сельхозпроизводства.
Возвращались домой в плюшевках и «торфушки», которым за тяжелую работу на торфоразработках тоже перепадал желанный дефицит. Но вскоре отечественная легкая промышленность набрала обороты, плюшевки стали висеть во всех магазинах, и роскошный предмет гардероба могла купить для себя любая женщина.
«Волга» — на втором месте
Мария Кувшинова обзавелась плюшевкой, когда такой жакет еще было трудно встретить в свободной торговле. Его из соседней с Мордовией Чувашии привез муж, куда ездил в командировку на лесозавод в поселке Киря. Домой он вернулся не только с плюшевкой для жены, но и стиральной машиной, посмотреть на которую сбегалась к Кувшиновым вся улица. Обновку для себя Мария приняла с радостью, а что до стиральной машины «Волга», которая своим видом напоминала бочку из-под солярки или подсолнечного масла посреди сельмага, к ней даже не прикасалась почти полгода. Рассердилась на мужа за то, что «потратил зазря сорок рублей»: «Нам деньги некуда девать? Я и руками постираю лучше стиральной машины!»
Но в один из зимних дней, когда отец пришел домой обедать, он застал жену за большой стиркой. С тех пор стиральная машина стала для мамы главной помощницей в семье, в которой у Кувшиновых росли три сына, и не было ни одной дочки, о чем Мария жалела до конца своих дней.
И в прозе, и в поэзии
Далеко не каждая вещь удостоилась быть упомянутой в повестях и романах. Но повезло плюшевке, которую называли еще и манаркой. Федор Абрамов написал о ней в прозе, а Любовь Козлова посвятила женскому наряду стихотворение «Плюшевый жакет», в котором поведала трогательную и грустную историю послевоенного времени. Это рассказ о деревенской девушке, которая, мечтая о плюшевке, после войны поехала за ней за сотню километров от дома. На поиски плюшевки в магазин пошла с деньгами за муку, которую привезла на санках и продала на базаре. Полутора тысяч рублей на мечту хватало, но не нашла девушка плюшевку в первый день хождения по магазинам. А на второй с раннего утра узнала из громкоговорителя о начавшейся денежной реформе, которая превратила ее полторы тысячи в 15 рублей.
«Не по карману жакет снова ей,
Не с чем в деревню домой возвращаться.
Снова в дороге встречала рассвет,
Сумму домой принесла, пригодится.
Много прошло с той поры зим и лет,
Эта история в сердце хранится».
До 80-х годов прошлого века деревенские женщины хаживали в вышедших из моды плюшевых жакетах, которые, говорят, можно было даже видеть на фото в иностранных журналах.
В селах Мордовии и поныне можно встретить эти симпатичные женские наряды. Не все, но многие дочери и внучки хранят раритеты как память об ушедших в мир иной своих бабушках и матерях. А то и сами их надевают, выйдя посидеть на лавочку у дома в осеннюю пору или в стылый летний вечер.