1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Нет телеги без колеса

Памятуя об известной поговорке, в начале осени уместнее было бы повести разговор о санях для зимы. Но и телега не собирается пока в «отставку», так и будет до самого снега скрипеть колесами. Сегодня я хочу рассказать не о самой телеге, а о деревянных колесах для нее, без которых она не сдвинется с места.

Умельцы на все руки

Давным-давно изготовлением колес для крестьянских телег, таратаек, барских карет и тарантасов занимались почти в каждом селе специальные мастера-колесники.

Были такие специалисты и в мордовских краях. Уже в советское время колесным промыслом занимались лес­промхозы, но большей частью колеса для гужевого транспорта селян «приезжали» на территорию современной Мордовии из других регионов. Например, Сергачского района Нижегородской области, куда колхозные завхозы ездили  за сбруей для лошадей. Одним из центров колесного промысла для гужевого транспорта были  несколько селений Ковровского и Вязниковского уездов Владимирской области, в которых он зародился после окончания Отечественной войны 1812 года.

Ремесло колесников (а они, как правило, были умельцы на все руки) очень долго оставалось одним из самых востребованных на селе и в городе.

Говорящая фамилия

В наше время конные повозки уже не нужны. Они используются в редких случаях, чаще всего для развлечения горожан. О былой популярности колесников сейчас говорят разве что многочисленные фамилии и названия поселений, произошедшие от этой профессии. В 18-м веке стала весьма распространенной мода на кареты, и тогда же в России наряду с русской фамилией Колесниковы появилась немецкая Стельмах, которая переводится тоже как «колесник».

Лень – двигатель прогресса?

Вспомнив о ремесле колесника, расскажу о коллеге, вместе с которым не одно лето работал на заготовке сена. О гужевых повозках на этой работе речи, конечно, не было. К важным изобретениям человечества он причислил пресс для тюкования сена, который освободил от монотонной работы на поле и сенном складе десятки людей. «Человеку далеко не всегда нравится то, чем ему приходится заниматься. Но и отмахнуться от нелюбимого занятия не всегда возможно. Вот и получается, что лень подвигает на изобретения, применение которых позволяет нам тратить как можно меньше физических сил».

И с этим трудно не согласиться. Только представьте себе, с каким трудом раньше человек таскал на себе грузы, когда не было еще у него колеса?! Потом придумали мешки, вьючили груз на животных, перемещали на плоту или лодке. Но вершиной находчивости стала как раз повозка на колесах.

Все – на своем месте

Казалось бы, что может быть проще колеса? Между тем, на создание и совершенствование простой с виду конструкции понадобилась не одна сотня лет. Но и это не все. Чтобы сделать колесо, мастеру нужно было минимум три года. Сначала он находил и рубил подходящее дерево, сушил его древесину, чтобы сделать заготовки для колеса. А когда было собрано колесо, снова его сушил.

Со временем на колесах появились спицы, что прибавило им долговечности и надежности. Для увеличения срока службы на обод колеса стали надевать металлический обруч, который защищает его от повреждений при соприкосновении с дорожным покрытием.

Опыт колесников был востребован вплоть до индустриальной революции, однако с внедрением массового производства эта профессия практически вымерла. Жирную точку в востребованности ремесла колесника поставило развитие автомобильной промышленности. Грузовики и легковые автомобили оказались куда эффективнее повозок. Но телеги по нашим дорогам все еще продолжают ездить на колесах, которые для них делают редкие уже мастера.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости