10.1 C
Саранск
Среда, 24 апреля, 2024

Непростое ремесло – у пастуха

Пастухов в сельском хозяйстве считают неквалифицированными рабочими. Поэтому этой профессии нигде не учат, хотя пастушье ремесло – дело очень даже непростое. Ведь хороший пастух должен быть в одном лице зоотехником, ветеринаром, агрономом, и мало ли кем еще! Много найдется в селе таких людей? 

— А ты скажи, где сами пастухи в наше время еще остались? — не без юмора в словах спросил аловский мужичок, привязывая на заброшенном и заросшем трын-травой огороде соседа козу, которая заменила в его семье корову. – Вот и у нас в селе коров на пастбища уже давно не гоняют. Да и осталось их во всем селе не более тридцати голов. 

К сожалению, он прав. Но если уж в Алове, которое из-за большого населения еще недавно называли негласно «Китаем», коров почти не осталось, то что говорить о Сабанчееве, где их теперь только 14 голов, или Мордовских Дубровках, насчитывающих 16 коров? В благословенные времена в каждом селе Мордовии было большое стадо, которое пасли по 3-4 человека. Но как-то незаметно число коров на подворьях начало «таять», и одна из главных причин этого — как раз отсутствие пастухов. Когда «нарисовался» дефицит «коровьих пастырей», люди сами по очереди начали пасти стадо. Но в наши дни повсюду можно видеть коров, которых их хозяева привязывают длинной веревкой к вбитому на лугу колышку. И это, согласитесь, гораздо лучше, чем сами по себе гуляющие по улицам в поисках корма коровы. Такое, кстати, сейчас можно наблюдать не только в глубинных, но и крупных селах, и даже в поселке Зубова Поляна, который является одним из районных центров Мордовии. Или в городе Темникове, где коров, в отличие от Индии, священными не считают, но они то и дело поедают цветы в палисадниках. 

Теперь не только в личных подсобных хозяйствах, но и в сельхозпредприятиях коровы круглый год на безвыпасном содержании. Современная производственная технология их содержания учла дефицит пастухов и вообще не предусматривает выпас животных. 

С электропастухом не забалуешь! 

— Теперь у нас хозяев подворий очень выручают электропастухи, — говорит глава Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского района Александр Пискайкин. В сельском поселении — 320 коров, и по их числу оно в районе лидер. – Конечно, пасти коров на одном месте не получится, поэтому, когда животные поедают траву на одном пастбище, электропастуха устанавливаем на другом месте. Чтобы вбить для него колышки и натянуть проволоку, люди все вместе собираются в выходные или после работы вечерами». 
 
У этой работы – «своя грамота» 

И все-таки несправедливо называть работу пастуха неквалифицированной. У этой профессии своя «грамота». Писатель Алексей Леонов в книге «Своими руками» написал о пастухах так: «В народе говорят, что поэтом надо родиться. И пастухом тоже надо родиться, иметь к этому призвание… Не каждому нравилась жизнь пастушья. Поэтому и не каждый мог им быть». 

Слова Леонова напомнили мне о пастухе Дмитрие Картышкине, признание которого у нас в селе было на уровне авторитета лучших комбайнеров. Он знал в стаде каждую корову и то, кто ее хозяин, следил за четким соблюдением графика выгона коров на пастбище и загона под навес, кормлением, водопоем, отдыхом и нахождением на пастбище, знал, на каком пастбище какой состав травы, нет ли среди растений ядовитых. А если замечал, что корова приболела, не хуже ветеринара мог оказать ей своевременно грамотную помощь, принять отел с осложнениями. Но никогда не позволял коровам пастись на клевере, а после дождя или росы — на горохе. Видел свою основную задачу в том, чтобы коровы на пастбище были сыты и здоровы! 

Об односельчанине-пастухе вспомнил я и в пригороде Саранска. Зоотехник по диплому и кандидат сельхоз¬наук, который там жил, тоже держал корову. И надо было случиться, что, когда несколько лет назад пас он по очереди стадо, половина коров сбежала по недосмотру пастуха на клеверное поле. От съеденной сочной отавы животы у них напоминали барабаны, а несколько животных стали задыхаться от удушья. Пастух растерялся и не знал, что нужно делать. На помощь пришли оказавшиеся неподалеку люди. Но когда все варианты помощи животным были испробованы, около десяти коров пришлось пустить под нож. Ведь если бы дело дошло до агонии или коровы подохли, их мясо нельзя было есть. 
 
Незавидное занятие 

Воспоминание о деревне далеких лет, летнее пробуждение которой начиналось с мычания стада и голосов пастухов, для человека родом из села, как бальзам на душу. А вечерняя деревня жила в ожидании пригона скотины, которую сразу надо было загнать во двор, подоить, напоить, дать на ночь сена. 

Пастухов в деревне ценили. Особенно – умелых, которые управлять норовистую скотину могли, держать в послушании. А оценку пастуху сельские жители ставили с учетом того, как своевременно выгонял и пригонял он стадо, удойности коров, болезней и падежа во время выпаса, профессиональных действий в особых ситуациях. Тем не менее, с одной стороны, работа пастуха всегда была востребованной должностью, а с другой – незавидным занятием. Ведь пастухами часто были подростки, и не самые грамотные. А из взрослых — у кого жизнь не состоялась: не женился, малограмотен, но готов трудиться. 

На первый взгляд, работа пастуха не такая и сложная: выгнал скотину на пастбище, и сиди себе, наблюдай, грейся на солнышке. Правда, под палящими лучами день кажется нескончаемым. А если лето выдастся дождливое, изо дня в день придется мокнуть под ним. 
 
Особые люди 

Пастухов считали особыми людьми, и требования к ним предъявляли жесткие. Относились к ним не слишком уважительно, но в то же время верили в особую их магическую силу. Ссориться с ними не рекомендовалось, поскольку этим людям приписывалось знакомство с нечистой силой. Кому хочется, чтобы пастух отыгрывался на корове? Пастухам люди доверяли одну из главных своих ценностей, и чтобы ее надежно сохранить, пастухи пользовались и опытом своих коллег предшествующих поколений. И придерживались строгих правил, которые, как считалось, должны были обезопасить животных. Запреты были строгими и доходили до абсурда. Например, назойливых насекомых пастух не мог не только прихлопнуть, но и отмахиваться от них. Во время пастьбы ему возбранялось собирать ягоды и грибы, ловить рыбу. Запрещалось менять длину волос и бороды. Если уж приступил к работе с бородой, изволь отращивать ее и дальше! А если коротко остриженным, даже и не думай о длинных волосах. 
 

Кнут да посох с рожком 

Кнут и дубина, настоящее название которой пастуший посох, – главные инструменты пастуха, но к ним, кроме его самого, никто не мог прикасаться. Кнут и посох были на один сезон, по окончанию которого пастух их сжигал. На посохе он делал пометки о числе животных в стаде и количестве голов с конкретного двора. Посох считался волшебным. Ни одна корова не смела своевольничать, когда пастух втыкал его в землю, произнеся при этом особые слова. Если посох терялся или пропадал, заводить новый запрещалось. Поэтому и отношение к нему было трепетным. 

Держать стадо в «узде» помогал его стражнику и вплетенный в кнут пучок льна с каждого подворья. Были у пастуха и заговорённые пояс или ремень, расслабляя которые он позволял животным рассредоточиваться по пастбищу. А когда хотел быстро их собрать, пояс и ремень он затягивал. Считалось, что там, где есть медведи, пояс защищал стадо и от них. Важным для пастуха был и рожок. Его он всегда носил при себе, не разрешая дотрагиваться до него посторонним. Рожок у пастуха был один на все времена. Потому что, если его поменять, у рожка мог поменяться голос. Скотина от этого перестанет слушаться пастуха и разбежится в разные стороны. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости