6.7 C
Саранск
Суббота, 23 ноября, 2024
spot_img

Непризнанный герой Иван Гусев 

5 июля исполнилось 80 лет со дня начала Курской битвы, которая стала ключевым сражением Великой Отечественной войны. Потерпев поражение на Волге, в стремлении взять реванш Гитлер рассчитывал двумя мощными ударами одновременно с юга и с севера по дуге срезать Курский выступ и окружить оборонявшие его наши войска. Но осуществить его план помешали настоящие патриоты страны. Один из них – командир танка Т-34, уроженец села Сабанчеево Атяшевского района лейтенант Иван Алексеевич Гусев. 

Не представили даже к медали 

В истории Великой Отечественной войны Иван Гусев останется бесстрашным воином, который ценой своей жизни совершил 12 июля 1943 года первый в Курской битве танковый таран немецкого «тигра». Но самопожертвование лейтенанта не получило официального признания. К званию Героя Советского Союза были представлены механик-водитель его танка Александр Николаев и стрелок-радист Роман Чернов, обоих наградили орденами Отечественной войны 1-й степени.  

Иван Гусев единственный из членов экипажа после тарана не был отмечен даже медалью. На него не только не составили наградной лист, но и ни в одном официальном документе не упомянули, что лейтенант в момент тарана находился в танке. Но иное на этот счет мнение у историка и исследователя Прохоровской битвы Валерия Зимулина: «Не думаю, что решение идти на таран было принято механиком-водителем вместе со стрелком-радистом без учёта мнения находившегося рядом командира, да, к тому же, офицера». 

Орденом Отечественной войны 1-й степени Иван Гусев награжден посмертно уже в 1995 году, но не за подвиг на Курской дуге, а в связи с 50-й годовщиной Победы. Эта награда – итог больших трудов историка и краеведа Ивана Бурнайкина, который до последних своих дней не терял надежды восстановить справедливость по отношению к И.А. Гусеву. Есть мнение, что «пятном» в личном деле лейтенанта, лишившим его заслуженного поощрения, были репрессированные в 1927 году его родители. После раскулачивания они, оставив детей на попечение родных, переехали на Северный Кавказ, куда, повзрослев, поехал в Пятигорск исполнить свою мечту стать учителем и их сын Иван. Но мечте его не суждено было сбыться. 

Нам нужна правда! 

Накануне 77-й годовщины Великой Победы я писал о подвиге Ивана Гусева в связи с двумя сразу связанными с его именем событиями. 15 января 2022 года легендарному танкисту исполнилось бы 100 лет, а 8 мая в Саранске состоялась премьера фильма «Иван Гусев. Подвиг на Курской дуге», который сняли уроженец Сабанчеева Александр Учеваткин и Максим Рыськин. Соавторы киноработы хотели рассказать не только о мужестве экипажа танка Ивана Гусева, но и обратить внимание на восстановление справедливости к человеку, у которого нет такого официального статуса, но которого во всей Мордовии не перестают считать и называть Героем Советского Союза. 

Автор статьи, опубликованной в 2013 году в журнале «Родина», несправедливость с оценкой подвига экипажа танка Ивана Гусева и лично его командира объясняет противоречивостью сведений о составе экипажа боевой машины. Он утверждает, что кроме комбата Скрипкина и командира башни Гусева в экипаже были механик-водитель Александр Николаев, заряжающий Роман Чернов и стрелок-радист Анатолий Зырянов. Эти пять фамилий приводит и Валерий Замулин. Но в приказе № 0351 по 18-му танковому корпусу от 24 августа 1943 года о награждении двух бойцов орденами Отечественной войны I степени приводится следующий состав экипажа: Скрипкин, Гусев, Николаев, Чернов. В книге «Стальная гвардия» главный маршал бронетанковых войск Павел Ротмистров не упоминает в экипаже танка Т-34 Ивана Гусева. Из нее следует, что в экипаже были Скрипкин, Николаев, Зырянов и Чернов. 

Но почему разные источники называют разное количество членов экипажа танка Т-34? На основании собранной воедино информации выходит, что в танке Т-34 находились пятеро: командир батальона и он же наводчик орудия Пётр Скрипкин, командир танка Иван Гусев, механик-водитель Александр Николаев, заряжающий Роман Чернов, стрелок-радист Анатолий Зырянов. Но пятиместный Т-34 (Т-34-85) будет запущен в серийное производство только в 1944 году. Но тогда кого же в танке не было: Скрипкина или Гусева? Ответ на вопрос кроется в истории модификаций Т-34-76. У танка завершающих серий образца 1943 года была трёхместная башня с командирской башенкой. Очевидно, он и был командирским танком капитана Скрипкина – с экипажем из 5 человек. В данной модификации Т-34 роль наводчика, которая досталась командиру башни Ивану Гусеву. 

Возвратиться сейчас к остающемуся без достойной оценки подвигу лейтенанта И.А. Гусева меня заставило выступление уроженца села Сабанчеево полковника Владимира Заварюхина. В мае этого года председатель Совета ветеранов Дубенского района на встрече ветеранов с Главой Мордовии Артёмом Здуновым сказал, что накануне знаменательной и одновременно трагической даты в истории нашей страны, какой является Курская битва, уместно вернуться к Ивану Гусеву и его подвигу, имя которого должно стать символом патриотического воспитания молодежи: «Гусев и легендарный летчик мордвин Девятаев, о котором тоже снят фильм, являются лучшими представителями мордовского народа, о котором не раз с восхищением говорил Президент России В.В. Путин». 

Имена лейтенанта Ивана Гусева и членов экипажа его танка Т-34 увековечены на монументе «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». 12 июля 1943 года у села Петровка боевая машина лейтенанта подбила 2 немецких «тигра», подавила 3 огневые точки и уничтожила десятки вражеских солдат и офицеров. Но при столкновении с новой группой «тигров» взрывом снаряда в танке тяжело ранило командира батальона Петра Скрипкина. Гусев, который также получил ранение, приказал мехводу Николаеву и радисту Зырянову вытащить Скрипкина из горящей машины и укрыть в ближайшей воронке. Заметив горевший танк и советских танкистов возле него, экипаж немецкого «тигра» хотел окончательно добить «тридцатьчетверку», раздавить гусеницами комбата и оказывавших ему помощь людей. Но немцев опередил остававшийся с заряжающим Черновым внутри танка лейтенант Гусев. Крикнув мехводу Николаеву, чтобы тот поспешил в танк, он открыл огонь из пушки по «тигру», а после приказал пойти на его таран. 

Вопросы остаются без ответов 

Знавший лично Ивана Гусева Герой Советского Союза Е.В. Шкурдалов считает доступную информацию о первом танковом таране Прохоровского сражения противоречивой и вызывающей вопросы, на которые нет ответов. С этим трудно не согласиться: весь экипаж танка Ивана Гусева погиб, и никто уже не скажет, до танкового тарана или после него он погиб. Но команду «На таран!», которую подал Иван Гусев мехводу Николаеву, слышали по рации экипажи и других танков, и это косвенно подтверждает, что он до последней своей минуты внутри танка продолжал руководить в бою действиями экипажа. Но этого никто не принимает в расчет, когда возникает вопрос: «Был ли убит Гусев еще до тарана или же именно он стал его инициатором?» 

Погибших танкистов вечером того же дня похоронили в братской могиле возле села Петровка. Во время войны о них слагали песни и стихи, на башнях танков писали: «За смерть лейтенанта Гусева!», «За Сашу Николаева!». А сам подвиг экипажа Ивана Гусева стал примером мужества, самопожертвования и одним из главных символов Курской битвы. 

«Учитывая, что прошло много времени, даже в мелочах, вероятно, уже невозможно объективно разобраться и выяснить, что произошло в те несколько минут, когда экипаж лейтенанта И.А. Гусева шёл на таран, — делает вывод о первом танковом таране на Прохоровском поле Валерий Замулин. — Не вызывает сомнения лишь факт, что советские танкисты, спасая жизнь командира, продемонстрировали лучшие качества воина — героизм и самопожертвование». 

С этим нельзя не согласиться. Как и с тем, что страна должна знать, помнить, чтить и даже десятилетия спустя по достоинству оценить подвиги всех, кто отдал за нее жизни! 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости