«Не было ни гроша, да вдруг алтын». Но я сейчас не о деньгах, я о снеге. Его этой зимой навалило так много, что не просыхают от уборки снега спины дворников, не успевает справляться с ним и снегоуборочная техника. Говорят, в давние уже времена снега выпадало и еще больше, к тому же, не только в России. В 1772 году в США после небывалого снегопада в Бостоне на работу вышли лишь те почтальоны, у которых были снегоступы. А почтенные Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон из-за 1,5-метровых сугробов не могли даже выйти из своих домов. Метель зимой 1888 года заперла в снежной ловушке пассажиров поезда в Нью-Йорк. Высота сугробов в некоторых штатах превышала 15 метров. 200 человек погибли в результате метели только в Нью-Йорке.
Легкий санный путь
Если все это правда, как справлялись в те далекие времена с уборкой снега? Ведь не то что бульдозеров, но даже мотоблоков тогда и в помине не было!
В Российской империи вплоть до 19-го века со снегом и не собирались «воевать». Ведь до этого времени у нас, как и в других странах с обилием снега, зимой передвигались на санях. Санный путь считался, не в пример летнему, намного удобнее: никаких тебе ям и луж, весь дорожный ремонт — от Деда Мороза, то есть, даром!
На санном пути практически не трясло, в сани можно было много чего нагрузить, да и продукты в дороге не портились. Самую лучшую провизию — мясо, рыбу, масло везли на дальние расстояния именно зимой. Поэтому снег на улицах и почтовых трактах не убирали, а укатывали санями или же специальными катками на конной тяге. При этом и выбор самих саней был большой, на самых роскошных ездили царь и придворные вельможи. Были даже специально подготовленные для зимних поездок экипажи: утепленные мехом, с отоплением и даже туалетом внутри.
Под оком городской управы
Но за высотой сугробов на улицах все же следили, и это было связано с безопасностью пешеходов: извозчикам нужен был достаточный обзор, чтобы их не покалечить. И все равно сугробы по весне оказывались очень большой высоты.
Организованная уборка снега началась в России 200 лет назад, и пионером в этом начинании была Москва. В 1876 году, чтобы как-то упорядочить уборку городских улиц, городская управа выпустила постановление, которое согласовывалось с московским обер-полицмейстером. В документе было прописано, как привести улицы в надлежащий вид. Очистка дорог и тротуаров была возложена на владельцев домов и земель, к которым эти улицы примыкали. Если владельца не было, его обязанности брал на себя управляющий территорией.
Если же земля находилась в собственности государственных и общественных организаций, например благотворительных и богоугодных заведений, церквей и монастырей, то очисткой прилегающих улиц под контролем лица, осуществляющего надзор за порядком, занимались они. Освобождать тротуары от снега, скалывать лед и посыпать пешеходные зоны песком надо было ежедневно до восьми часов утра, когда открывалось большинство присутственных мест и у большинства горожан начинался рабочий день. Снег собирали в кучи, которые вывозили в течение дня. Территорию для складирования льда и снега ежегодно выбирала городская управа, которая через газеты сообщала о местах сбора снега. Не возбранялось, правда, вывозить снег на «пустопорожние земли и огороды». При этом строго наказывали за сваливание грязного снега в реки, канавы и пруды. Воспрещалось перекидывать его с улиц и тротуаров через заборы и решётки, разбрасывать его по территории. Нарушителям грозил штраф до 15 рублей, что по тем временам было большой суммой.
Снега и лед скидывать с крыш предписывалось незамедлительно по мере необходимости. И к этому подвигли ситуации почти чрезвычайные ситуации со снегопадами. Например, в 1819 году снегопад в Москве был таким, что даже кремлёвскую площадь перестали чистить.
Поработала русская смекалка
А производить снегоуборочную технику среди первых додумались немцы. Городская управа Москвы хотела тоже купить ее у них, но цена вопроса заставила проявить смекалку:домовладельцы стали устанавливать возле своего жилья снеготаялки. Они представляли собой большие деревянные ящики, внутри которых помещали железные шатры. В шатрах горели дрова, но ящик, оставаясь постоянно сырым от таявшего снега, не прогорал. Шатёр заваливали снегом, он быстро таял, а вода по специальной трубе стекала в канализацию.
Снеготаялки выручали вплоть до 1915 года. Но после сильного подорожания дров начали использовать для растапливания снега крупные водосточные трубы с тёплой водой. А чтобы кто-то не переусердствовал, возле них стояли специальные люди, которые контролировали сброс снега в трубы. В первую очередь, в трубы грузили снег с муниципальной территории, затем — с трамвайных путей, и уже после этого к люкам труб допускали горожан. Плата за использование водосточных труб не взималась.
С появлением автомобилей тактика «укатывания» снега на главных улицах ушла в прошлое. Первые специальные устройства для уборки снега прикрепляли к повозкам с лошадьми. Моторизованная техника на основе корпусов тракторов появилась только в 1913 году. Снегоуборочная машина с ковшом под названием «Снежный погрузчик» — в 1920 году в Чикаго. Пресса описывала его как «хитроумное устройство с гигантским ковшом и конвейерной лентой». Во время движения этой машины «лопатки» загребали снег, который перемещался назад по ленте и сбрасывался в самосвал, движущийся рядом. На этом принципе основана работа и современной снегоочистительной техники.
А машину для уборки снега на железнодорожных путях придумал канадский стоматолог Д. Элиот. Разносторонний и пытливый был он человек!
По материалам интернет-источников.