Вот уже несколько десятилетий краеведам, журналистам и обывателям не дает покоя тайна древней пещеры и нескольких подземных тоннелей в инсарском селе Новлей. Кто, а главное, с какой целью прорыл несколько километров подземных ходов, соединив местную церковь с монастырем в соседнем селе Усыскино? В поисках ответов на эти вопросы в Новлей приезжали ученые из Мордовского университета. Но тщетно. Подземная тайна осталась нераскрытой. Возможно ли сегодня отобрать у земли забытое прошлое? – на месте пытались понять журналисты «ИМ».
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}
«Дети теперь другие!»
Машину приходится оставить возле кладбища.
— Дальше пешком, — поясняет заместитель главы Новлейского сельского поселения Сергей Кильмяшкин.
От погоста до единственного оставшегося входа в пещеру метров пятьсот. Спускаемся в овраг, пробираемся по пояс в траве и крапиве.
— Раньше тропинка здесь была протоптана, — продолжает Сергей Александрович, — но теперь сюда практически никто не ходит. Сегодняшним ребятишкам это совсем неинтересно. Дети теперь другие пошли. А в моем детстве мы постоянно здесь время проводили. Когда я маленький был, мальчишки постарше рассказывали, что они по нитке в эту пещеру спускались. Хотели дойти от входа до церкви. Это почти два километра. Но нитки не хватило.
Желающих разгадать тайну новлейской пещеры за последние десятилетия было, хоть отбавляй. Сюда приезжали ученые и журналисты, любопытные туристы и даже пионеры еще в то советское время, когда внутрь прорытого туннеля можно было, по крайней мере, проникнуть. Но однозначного ответа на вопрос: «Кто, когда, а главное, с какой целью выкопал эти пещеры?» никто найти так и не смог.
— Мой дед, он в 1892 году родился, рассказывал, что в его бытность эти пещеры уже существовали, — говорит Сергей Кильмяшкин. – По его словам, тоннели эти выкопали монахини. Один вел к подвалу нашей церкви, второй – к монастырю в соседнем селе Усыскино. Говорят, что когда-то внутрь одновременно могли проникнуть пятнадцать – двадцать человек. При этом стоять они могли в полный рост. Дед говорил, что работали монахини исключительно по ночам. Землю выносили километра за два отсюда, чтобы не оставлять никаких следов. Те, кому удавалось проникнуть внутрь, рассказывали потом, что в пещерах были оборудованы колодцы и лежанки. По всей вероятности, монахини планировали укрыться в подземных кельях в случае какой-либо угрозы.
Сквозь заросли все же пробиваемся к месту входа в пещеру. Некогда почти отвесный склон теперь стал пологим – каждый год весенние воды тянут вниз грунтовые массы, уничтожая и былую красоту этого места, и память. О том, что когда-то здесь был вход в пещеру, сейчас напоминает лишь небольшое углубление в земле. Незнающий этих мест, никогда не догадается, что стоит на пороге тайны. Но даже те, кто знает о существовании подземного тоннеля, предпочитает молчать. Складывается впечатление, что местным очень грустно и стыдно от того, что некогда главная достопримечательность села теперь, по сути, канула в Лету.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}
«В церкви хранили картошку и запчасти»
Любое российское село начинается с церкви. Есть церковь – есть село. Нет? Значит, не село это, а деревня. Новлей не исключение. Казанско-Богородицкая церковь здесь появилась в 1842 году. Именно с этого времени деревня Новлей получила статус села. Правда, к концу 19 века Казанская церковь стала кладбищенской, и сельский статус Новлея был утрачен. Местных такое положение вещей не устроило, и в начале 20-века здесь начали строить новый кирпичный храм. Строили с любовью и на совесть, для себя. Наверное, потому строительство и затянулось на семнадцать лет. Храм в итоге построили, сельский статус вернули, но грянула революция, и старания многих людей пошли прахом. Старую кладбищенскую церковь пришедшие к власти большевики просто стерли с лица земли. Новый храм разрушать не стали. Не из жалости, нет, просто здание-то было кирпичное, добротное, решили найти ему новое применение. В общем, была церковь, стал склад. Несколько десятилетий под кирпичными сводами хранили зерно, картошку, фураж для скота и запчасти для колхозной техники. Иконы и церковную утварь местные разобрали по домам.
— Я в нескольких домах потом видел большие деревянные иконы, взятые из церкви, — говорит Сергей Кильмяшкин. – Сохранили люди!
Только в октябре 1990 года в Новлее состоялась первая за почти семьдесят лет церковная служба. И колокола звонили! Правда, недолго.
— Звонаря хорошего нет, — объясняет местный батюшка отец Федор. В Новлее он служит уже четверть века, говорит, работал когда-то здесь, да так и остался. – Раньше дочка моя звонила и сын, но теперь некому.
Легенды о подземных ходах, ведущих из церкви за околицу и в соседнее село отец Федор, конечно, слышал. Но в их правдивости он не то, чтобы сомневается, просто…
— Сами посудите, — рассуждает батюшка, — ведь сколько лет прошло. Здесь ведь и дорогу строили, и церковь не раз ремонтировали. Если бы существовали эти подземные ходы, которые, по легендам, ведут от подвала храма через половину села на его окраину, то здесь бы мог настоящий обвал случиться. Когда строили новую дорогу, здесь же тяжелая техника работала! И подвал церковный много раз ремонтировали, но не нашли даже никакого намека на существование подземного хода.
Чтобы не быть голословным отец Федор ведет нас прямо в храм, сетуя по дороге, что с каждым годом прихожан в селе становится все меньше. Старые люди умирают, молодые стремятся уехать в город.
— Даже на праздничных службах собираются в лучшем случае человек двадцать, — вздыхает батюшка. – А ведь, когда на службу приходит много народа, у священника душа радуется!
В летнем помещении церкви службы сейчас не ведутся – нужен ремонт. Но вход в тот самый подвал, от которого, по легенде, начинается подземный ход, расположен именно здесь. Старенькие доски играют под ногами, батюшка предупреждает, что ступать надо осторожнее.
— Вот он! – выдыхает священник, — отодвигая одну из досок. – Метра два глубиной! Но там даже намека нет ни на какой подземный ход. Раньше еще говорили, что тоннель под землей ведет прямо под крыльцо главного входа в храм. Но мы это крыльцо уже много раз ремонтировали, но не обнаружили никаких свидетельств существования подземных коммуникаций.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}
И все-таки она существует!
Народная молва утверждает, что новлейская пещера появилась аж в тринадцатом веке. Подтвердить или опровергнуть эту информацию сейчас уже вряд ли удастся. Да местные и не хотят заглядывать так далеко, предпочитая доверять свидетельствам тех, кто давно живет в селе. С каждым годом таких людей остается все меньше, но пока они живы, шанс приоткрыть завесу тайны над новлейской пещерой остается.
— Когда я еще пацаном был, в нашем селе жил один старик, — рассказывает старожил Новлея Сергей Поленов. – Он такой был, любил с нами мальчишками общаться. Так вот он нам рассказывал, как строилась наша церковь, говорил, что кирпич для нее завозили из Рузаевки и соседней Пензенской области. Кстати, он говорил, что в его время Рузаевку все называли Чугункой. И про пещеры эти он нам тоже рассказывал. Говорил, что никто никогда не видел тех людей, которые работали над строительством подземных тоннелей. Не хотели они привлекать к себе внимания посторонних, таились от чужого глаза. Но то, что эти пещеры существуют, у нас в селе знают практически все. Правда, сейчас уже мало кто этим интересуется.
По рассказам местных, последняя более-менее серьезная научная экспедиция приезжала в Новлей шестнадцать лет назад. Несколько студентов из университета и их руководитель провели в селе несколько дней. С тех пор предметного интереса к подземным коммуникациям не проявлял никто. А ведь в Мордовии это единственный подобный памятник. Неужели ему так и дадут погибнуть!?
Алексей КОНСТАНТИНОВ