С момента гибели знаменитого начдива Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева прошло более 102-х лет. По сей день его имя не сходит с лент новостных агентств. В разном качестве обсуждаются эпизоды его биографии, военная, историческая, культурная, общественная значимость и т.д. Среди прочих встает вопрос: чей он герой?
Безусловно, Василий Иванович герой народный. Какой же народ слагал о нем героические сказы и легенды, и к какому народу принадлежит он сам?
В 1917 году население разрушенной Российской Империи исчислялось десятками народов. До основания СССР – 30 декабря 1922 года, еще оставалось 5 лет кровавой и напряженной борьбы. Но уже тогда, люди начали понимать, что дала им Октябрьская социалистическая революция, а с февраля 1918 года – понимали, зачем нужна Красная Армия и с каким количеством интервентов ей предстоит воевать.
В начале исключено два фрагмента:
Ядром будущего Советского государства стал русский народ и русская культура, продолжив историческую традицию деликатной интеграции в свою империю других этносов и культур. Именно этот аспект отражен в гимне СССР 1943 года:
«Союз нерушимый республик свободных,
Сплотила на веки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов,
Единый, могучий Советский Союз!
…Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!».
Слава Чапаева разнеслась по Поволжью еще в июне-июле 1918 года, когда он возглавил отступление Саратовской Особой армии в ходе Второго похода на Уральск. Командующий армией Ржевский из-за сердечного приступа выбыл, и Василий Иванович, приняв командование на себя, с минимальными потерями увел войска. В тот момент проявился блестящий талант полководца, и понеслась молва. Кстати, и Первый поход на Уральск в апреле-мае 1918 года закончился отступлением Особой армии, где полк Чапаева отличился, первым выбив противника с позиций. А затем обеспечивал прикрытие отходящим силам, концентрируя на себе все атаки противника.
В воспоминаниях участников этих сражений в основном упоминаются русские имена и фамилии. Бойцы и командиры 1-го Николаевского советского полка Красной Армии после мобилизации 9 апреля 1918 г. приходили из сел Николаевского уезда (ныне Пугачевского района Саратовской области). Так из с. Сулак во главе с Ильей Топорковым пришло порядка 300 человек и еще столько же с окрестных русских сел. По пути к месту начала Первого похода на Уральск в чапаевский полк вошли отряды: с. Корнеевки – командир Михаил Радюшкин, с. Семеновка – командир Семен Потехин. Упоминаются отличившиеся пулеметчики – Григорий Рублев, Николай Егорсков, а также бойцы: Карпунцев, Родичкин и Сонин.
Костяком первых чапаевских отрядов стали жители г. Николаевска (ныне Пугачева) и окрестных русских сел. Позже в ряды знаменитой дивизии вступят латыши, белорусы, украинцы. Появится несколько интернациональных полков.
Авторы книги о боевом пути 25-ой Чапаевской дивизии «Легендарная Чапаевская» 1970 г. Москва, чапаевцы Н.М. Хлебников, П.С. Евлампиев, Я.А. Володихин,приводят списки чапаевцев-интернационалистов среди которых: итальянец, немцы, чехи, словаки, черногорцы, югославы, сербы, венгры, румыны и китайцы.
В научно-популярном фотоальбоме «Чапаев» 1974 г. Евгения Николаевича Артемова также упоминается связной 2-го Интернационального полка по имени Жорж.

Фото №2: Иллюстрация фотоальбома «Чапаев» 1974 г. Авт. Е.Н. Артемов.
Его настоящее имя Кадор Бен-Салим (по другой версии Бен-Саиб), родом из Сенегала. После войны Кадор дебютировал, как ни странно, в кино – «Красные дьяволята» 1923 г. и его многосерийном продолжении: «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской», «Иллан-Дилли» 1926 года. Стоит напомнить, что и знаменитый командир Жоржа в кино попал еще в 1918 году, документальные кадры с В.И. Чапаевым вошли в первый полнометражный фильм в истории кино «Годовщина революции» 1918 г. реж. Дзиги Вертова.
Василий Иванович 8 октября 1918 года по телефону докладывал начальству в Реввоенсовет: «… ко мне со всех сторон идут добровольцы, которые хотят умереть со мной вместе за советскую власть или очистить страну от бандитов. Но винтовок мне не дают, шинелей нет, люди раздеты. В ряды вступило много башкир и татар, которые с песнями уходят из своих деревень, аулов и хотят дружно ударить на казацкие и кулацкие банды под моим руководством, чтобы больше нога бандитов не вступила не только в Николаевский уезд, но и в Сибирь».
Практически год еще провоюет Василий Иванович, за это время огромное количество людей пройдет через его ряды. Интернациональный народный сплав вознесет любимого командира на пьедестал славы и истории. Кто-то будет вспоминать и рассказывать истории боев, комиссар Чапаева Дмитрий Фурманов впервые сделает это в высокой литературной форме в 1923 году, опубликовав одноименный роман. На его основе жена Фурманова Анна Никитична вместе с режиссерами братьями Васильевыми создаст сценарий к великолепному фильму «Чапаев» 1934 года. Соратник Чапаева – Иван Кутяков первым опубликует несколько статей, затем и книг с воспоминаниями, его примеру последуют и другие чапаевцы. Даже личный водитель Василий Козлов уже после Великой Отечественной напишет небольшую трогательную книгу «Наш Чапай».
Кто-то напишет стихи и песни, на основе которых композитор Борис Мокроусов в 1942 году вознесет имя народного героя на предельную высоту этого жанра – создаст оперу «Чапаев». А в 1957 году саратовский фольклорист, этнограф и краевед Татьяна Акимова создаст сборник «Сказы и песни о Чапаеве».
Покоряя вершины Тянь-Шаня, первопроходец Иван Тютюнников в 1937 году даст имя Чапаева пику высотой 6371 м., которое он носит до настоящего времени.
От бытовых анекдотов, до произведений высокого искусства – всё будет свидетельствовать о том, что народы Советской Империи приняли и полюбили Чапаева за его пламенность, самобытность, талант и боевые дела.
И все же, к какому народу принадлежал сам Василий Иванович? Этим вопросом активно интересовался, например, старший сын генерал-майор артиллерии Александр Васильевич.

Фото №4: Чапаев Александр Васильевич, предположительно 1945 г.
В своей книге «В.И.Чапаев Очерк жизни, революционной и боевой деятельности» 1987 г. он сообщает следующее:
«Сам дед (имеется ввиду дед В.И., прим. авторов), Степан Гаврилов, родился 24 декабря 1828 года. После смерти отца, Гаврилы Андреева, он с разрешения помещицы 4 мая 1847 года женился в возрасте 18 лет на 17-летней Ирине Никитиной, крепостной той же деревни. 19 октября 1851 года у них родилась дочь Анастасия, 21 января 1854 года — сын Иван (будущий отец В. И. Чапаева), 10 февраля 1857 года — Алексей, в 1864 году — Петр, умерший в детском возрасте».
То есть дед и бабушка Василия Ивановича из одной деревни. Эта деревня русская, хотя и находилась в пригороде Чебоксар – столице Чувашии. Отец будущего героя – Иван Степанович в 1876 году женится на Екатерине Семеновой крестьянке из соседней русской деревни Гремячево.
Мнение о том, что предки Чапаева были чувашами, опирается на две версии. Первая – деревня, где они жили, находилась в пригороде Чебоксар, где жили чуваши. Однако же после присоединения Иваном Грозным Казанского ханства в 1552 году, вокруг Чебоксар начали появляться русские поселения, в числе которых была и деревня Будайка.
Вторая версия основывается на том, что дед Чапаева был женат на чувашке Прасковье Федоровой, и она, якобы была бабушкой Василия Ивановича.

Фото №5: Иллюстрация фотоальбома «Чапаев» 1974 г. Авт. Е.Н. Артемов.
Действительно второй женой деда была чувашка, Александр Васильевич Чапаев в свое книге, так объясняет второй брак своего предка: «Женитьба русского крестьянина на чувашке уже не была для того времени исключительным явлением: постоянное общение русских с людьми других национальностей в Поволжье вырабатывало у них чувство уважения к таким же, как они сами, угнетаемым царизмом крестьянам, сближало с ними. Будайковцы, как и вообще русские крестьяне, жившие по соседству и общавшиеся с нерусскими народами, дружелюбно относились к чувашским и марийским крестьянам».
Также он сообщает о смерти первой русской жены: «В 1874 году, в возрасте 44 лет, Ирина Никитина умерла. Двенадцать лет вдовствовал Степан Гаврилов, оставшись с сыновьями, а в 1886 году, около 58 лет, женился на 39-летней вдове чувашке Прасковье Федоровой, имевших двоих детей – дочь Наталью 7 лет и сына Андрея 4 лет». Здесь мы можем видеть, что среди детей нет отца будущего героя –Ивана Степановича, мать которого как мы убедились выше русская крестьянка. В приведенных данных прослеживается неточность о периоде вдовства и детях. Также в оригинале посемейного списка от 10 ноября 1914 г. имя сводной бабушки-чувашки Василия Ивановича записана с фамилией его родной бабушки и в скобках исправлена: «Пераскева Никитина (она же Федорова)».

Фото №6: Посемейный список рода Чапаевых. НИИ при Совете Министров Чувашской АССР «История, археология и этнография Чувашской АССР» Труды, выпуск 56. 1975г.,с. 229-230.
Эти архивные данные впервые опубликованы сотрудником Чувашского НИИ В. А. Нестеровым в 1975 году в статье «Новые документы о Чапаевых». Он, в том числе, опирался на Архив ЗАГС Чувашской АССР, где хранились метрические книги: «Вознесенской церкви г. Чебоксар 1881 и 1886 гг., Покровской церкви с. Пихтулина Козьмодемьянского уезда 1885 г.». На основе этих данных Нестеров проанализировал семейный состав и в примечании к посемейному списку объяснил, как появилась «чувашская ветвь» Чапаевых:
«Прасковья Федоровна до выхода за С. Гаврилова состояла в браке с проживавшим в д. Мижер соседнего Козьмодемьянского уезда Казанской губернии «отставным унтер-офицером» Козьмой Гавриловым. Брак их не удался и они разошлись. Но оформить развод они не могли, так как церковный брак не признавал развода: брачные отношения могли превратиться лишь в случае смерти одного из супругов. Поэтому вступившая во второй брак Прасковья Федоровна не смогла узаконить свою семью свыше десяти лет, так как она по закону считалась все еще женой первого мужа. Козьма Гаврилов по старости умер в 1885 г. Ровно через год после этого по истечении положенного периода «вдовства» был оформлен законный брак Прасковьи Федоровны со Степаном Гавриловым. Но родившийся до того их сын Андрей считался незаконнорожденным независимо от того, что по ходатайству С. Гаврилова был причислен к законным его наследникам».
Из приведенных данных сына – Александра Васильевича Чапаева и сотрудника НИИ Нестерова получается картина, камня на камне не оставляющая от версии о чувашском происхождении бабушки Василия Чапаева. После смерти русской жены в 1874 году Степан Гаврилов сходится в 1875 году с чувашкой Прасковьей Федоровой, спустя три года совместной жизни в 1878 году у них рождается дочь Наталья, а еще через 3 года – 11 октября 1881 года, сын Андрей. Детям на дату официального брака родителей в 1886 году исполняется 7 и 4 года соответственно. В итоге Степан Гаврилов 26 лет проживет вместе с Прасковьей Федоровой, с 1875 года до своей смерти в 1891 году. Если «русская ветвь» Чапаевых сегодня подробно изучена, то о потомках «чувашской ветви» ничего не известно.
И так, вместе с тобой уважаемый читатель, мы удостоверились, что национальный вопрос Василия Чапаева был разрешен еще в 1975 году. Все альтернативные версии, которые не опираются на архивные документы – от лукавого. По прошествии лет, все же остались «темные пятна» родословной «чувашской ветви», которые еще предстоит осветить.
Сегодня можно уверенно сказать: Василий Чапаев – русский человек, как по Духу, так и по происхождению. Он стал не только героем многочисленных народов СССР, но и народов других уголков мира.
Исследователь историко-культурного наследия В.И. Чапаева, член музейного совета «Пугачевского мемориального Дома-музея В.И. Чапаева» Саратовского областного музея краеведения Березин Александр Иванович.
Внучатая племянница В.И. Чапаева Марина Валентиновна Чапаева