Тему этого очерка навеяло стихотворение «Дума о сельской жизни», которое сочинил уроженец села Старое Ардатово Ардатовского района Эдуард Мамаев. Оно на эрзянском языке, но главную мысль автора легко изложить в прозе на русском. Он написал, что еще недавно нельзя было и представить, что в деревнях повсеместно станут ломать русские печки, которые, видно по всему, сейчас мало кому нужны.
В сельской местности редко теперь увидишь дым из трубы, по которому можно определить даже направление ветра, а в домах — только что из печи ароматный хлеб на столе, который с большой любовью к своей семье испекла сама хозяйка. Было в отечественной истории время, когда сельским жителям запрещали держать коров, и даже вообще заниматься личным подворьем. Но чтобы деревенские добровольно отказывались от печки в доме, такого никогда не было. Хотя, нужно заметить, тогда не было в повседневном сельском и даже городском быте чего-то другого, что сегодня есть и продолжает появляться. Например, солнечных батарей для освещения и отопления. Или природного газа, приход которого в села стал вытеснять из домов печи и печки.
Технический прогресс не остановить, да и нужно ли это делать? Но современные технологии, как заметил публицист Алексей Дмитриев, имеют ту особенность, что они всегда опираются на другие современные технологии, и эта цепочка тянется и тянется, превращаясь в бесконечность.
Бесспорно, газовые котлы для отопления жилья — замечательное изобретение человечества. Но их делают на высокотехнологичном производстве, при поломке отремонтировать можно только в специализированной мастерской, установить, подключить и обслуживать могут лишь специалисты с высокой квалификацией. Есть немало и других факторов, которые подтверждают, что дом с современными системами отопления можно называть автономным лишь до поры, пока они будут в нем исправно работать и не дадут сбой.
«Зачем помощницу ломать?»
У супругов Анны и Алексея Старостиных из деревни Пиченейка Атяшевского района нет и не будет уже в доме природного газа. Они отапливают жилье дровами, на которые распиливают и поваленные посреди улицы ветром состарившиеся деревья. Газовая труба, дойдя до Пиченейки, прошла дальше поперек села, не зайдя ни в один из его домов. Анна Старостина, которая вместе с мужем остаются теперь в Пиченейке единственными жителями, бывая в соседних Киржеманах и Челпанове, видит, что большинство жителей и этих сел с появлением газа тоже сломали печи и печки в своих домах.
«Жаль, конечно, что газ нам уже не проведут, — говорит Анна. – Но если даже он у нас был, я от русской печки все равно бы не отказалась. Без печи, как и без хозяйки и кошки в нем, любой дом на селе нельзя себе и представить. Печь в доме, я считаю, самая надежная для отопления. Не только у русских, но и у всех народов и времен. Ее можно топить чем угодно, и не нужно думать, будет ли завтра или послезавтра в доме природный газ. Не понимаю людей, которые, устанавливая у себя газовый котел, ломают печь даже в просторных домах. Чем она помешает? Все равно ведь нужно будет ладить для АГВ трубу, а у печки она уже есть. К тому же, печку тоже можно переделать для отопления природным газом, и большого труда такая переделка не потребует».
А главное, считает Анна Старостина, в том, что приготовленную в печке еду никак не сравнить с той, которую варят на газовой плите. «И хлеб, если есть дома русская печь, тоже будет свой, и всегда вкусный», — говорит она.
И Герой Труда любил полежать на печи
Во время душевной беседы с Анной о русской печке, из которой она достала и поставила на стол наваристые мясные щи с капустой, я вспомнил, как этой весной в Атяшеве отмечали юбилей Героя Социалистического Труда Александра Трофимовича Куняева. В Атяшево, где он работал первым секретарем райкома партии, Куняев переехал вместе с семьей из села Дюрки. Жил в районном центре в отдельном доме, в котором сразу же после переезда попросил сложить русскую печь.
Когда приглашенные на юбилей гости приходили в дом Куняевых, в котором сегодня музей знаменитого мордовского агрария, его дочь Анна Александровна Усанова рассказала, что в этой печи ее мама Нина Михайловна часто пекла разные пироги и варила рассыпчатую кашу, которую больше всего любил из повседневной еды Александр Трофимович. А зимой, когда на улице особенно лютовал мороз, Герой Социалистического Труда, занимавший в свое время даже пост заместителя Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, не считал для себя зазорным погреться на печи, и от простуды избавляться на теплых кирпичах домашнего очага.
Как и автор стихотворной «Думы о сельской жизни» Эдуард Мамаев, Нина Кузьминична Карасева тоже родом из Ардатовского района, проживает в селе Кученяево. Познав возле русской печи в доме много секретов выпечки ароматных караваев, особенно прославилась она как мастерица по выпеканию ржаного хлеба, который ей заказывают даже из Москвы. В отличие от коричневого из магазина, хлеб Нины Карасевой действительно натуральный и естественного темно-серого цвета.
Коричневый цвет магазинному хлебу придает солод, который на хлебозаводах и частных пекарнях, чтобы похож был на настоящий, добавляют даже не в ржаную, а пшеничную муку. А Нина Кузьминична печет караваи без такой добавки, и только из ржаной муки на собственноручно приготовленной опаре. «Пробовала и я, — говорит женщина, — испечь хлеб в духовке газовой плиты. При большом старании и умении он в ней, конечно, получается, но самые привлекательные на вид и аппетитные караваи хоть пшеничного, хоть ржаного хлеба не испечь без русской печи. А уж о пирогах и говорить не буду».
— Много чего можно приготовить только в русской печи, — говорит жительница Саранска Наталья Поликарпова. – Хотя бы каленые яйца. Сколько ни пробовала, не такие вкусные, растрескавшиеся и подгорелые получаются они в духовке! Не сделать без печи и мордовский квас, для которого в ней варят сахарную свеклу. Очень вкусный мордовский лапшевник готовят не только на поминки. В него всего помногу положишь – яйца, масло, и в чугунке варишь, но выходит не то. И у пшенной каши, жаркого из духовки вкус не сравнить с блюдами из русской печи!
Мнение печника
Сокровищем дома называет русскую печь мастер печных дел из Дубенского района Андрей Никитин. «Печь в любом сельском доме должна быть, — говорит он. – Но не обязательно большая. Если в семье 2-3 человека, и нет домашней живности, достаточно небольшого очага с лежанкой для одного человека. Знающий свое дело печник и такую сложит».
Но обладатели больших хором просят Андрея сложить им большую и с разными наворотами печку. «У меня тоже их две. Первую сложил в самом начале своего приобщения к печному делу, и она для меня, как первая любовь! С обратной ее стороны — камин и голландка. В печи моя Ольга Гавриловна печет хлеб и варит щи, готовит жаркое. Голландка греет зимой дом, а камин в любой сезон собирает нас всех вместе, словно на островке семейного уюта».
Американцам – не по зубам!
Закончить свой очерк о вымирающей у себя на родине русской печке хочу словами о ней Алексея Дмитриева: «Великая англо-саксонская нация, создавшая всю Западную цивилизацию, не смогла выработать ничего подобного, и до сих пор мерзнет у своего дымящего камина. От этого потянулась привычка к жизни в холодных помещениях, до сих пор приводящая в уныние наших людей, заброшенных судьбой в Лондон или Бостон… Вообще, русская печь — это мировой, как сейчас говорят, бренд, извините за выражение. Спросишь: «У тебя печь какая?» — отвечают с гордостью: «Русская». И это максимальный балл — не американская же, в самом деле!»