17.3 C
Саранск
Суббота, 27 апреля, 2024

«Мы чувствуем себя частью большой русской культуры»

В селе Шокша Теньгушевского района прошел народный праздник села «Шокшунь адий» («Сила шокши»). Всем миром шокшинцы собираются четвертый раз, но в  этом году решили пригласить соседей и гостей из сел других районов, где проживают представители этнографической группы мордвы-эрзи – шокша. 

Неравнодушные к своим корням 

Идейным вдохновителем и организатором народного праздника выступил оргкомитет «Ладяма» во главе с местным лидером Дмитрием Шиндаковым. В Доме культуры выступили уроженцы села Шокша. А этому селу есть кем гордиться. Отсюда родом Герой Советского Союза И.С. Пряхин, ученый-филолог, автор мордовского эпоса «Масторава» А.М. Шаронов, народный врач Мордовии Г.Г. Мельцаев и много других людей, известных и не очень, которым дорог этот край на берегу Мокши. Слова приветствия по традиции предоставили гостям. С видеопоздравлением обратилась к шокшинцам депутат Государственной Думы Юлия Оглоблина. Поздравить и вручить награды приехал первый заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела РМ Александр Карьгин.  

«Мы чувствуем себя частью большой русской культуры», — сказал в своем выступлении председатель районного отделения Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Дмитрий Шиндаков. Неравнодушный к своим корням молодой человек признался, как интересно изучать традиции, сохранять свое наречие, жить и трудиться на своей земле. «Уверен, если мы будем сохранять культуру, будет возрождаться и село. Уже много положительных моментов. Несказанно рады тому, что после визита Главы Мордовии у нас появились две новые дороги. Наши села – это и новые площадки для развития сельского туризма».  

С историей старинного села Шокша познакомил слушателей профессор Александр Шаронов. Об именитых земляках рассказал Мельцаев, он же подарил сельчанам картину с видом местного старинного храма в честь Архистратига Божиего Михаила. Работу написал народный художник Мордовии Анатолий Баргов. Кстати, настоятель шокшинского прихода игумен Диодор (Соловьёв) большой помощник в делах и заботах мордовского села. 

«И блестит, и звенит» 

В Шокше широкие улицы, высокие дома с узорчатыми наличниками ручной роботы на окнах. На мой удивленный вопрос:«Вы что ими и кирпичные дома украшаете?» получила недоумевающий ответ: «А как иначе? Без них же дом некрасивый. Правда, своих мастеров уже нет, — с сожалением признается Галина Мельцаева, — приходится заказывать мастеру из Теньгушева». Обаятельная собеседница, отведя меня в сторонку, поведала о жизни села, о другой, будничной. «Мы, шокшинцы, очень трудолюбивые, — утверждает Галина. — У нас с мужем, хоть мы и пенсионеры, крепкое хозяйство. Держим корову, быка, свиней, овец, кроликов, кур. Огород в сорок пять соток. Это ещё не все, про шесть собак забыла сказать. Они породистые, охотничьи. Дом начали строить сыну. Двое детей живут в городе, а третий не смог прижиться и вернулся домой. У нас с дедом пятеро внуков. Мы всем помогаем. Потому что у нас все есть. Мы много работаем. А ещё очень любим свои праздники. На них можно покрасоваться в костюмах. Мне мой наряд достался от матери, ношу уже полвека». Костюмы в Шокше шьют и новые. Этим нужным делом занимается мастерица Нина Налогина. В шумной пестрой толпе разыскать ее нелегко. Вот и она, вокруг нее толпятся девчонки. Весёлая добрая тетя Нина раздает всем наряды, кому шубейку, кому ленты. Сегодня должны быть все пригожими! Первый убор Нина Кузьминична сделала дочери, а потом старалась для всех. «Наш наряд и блестит, и звенит, — улыбается умелица. — Состоит он из рубахи-панара, пулая, шубейки и сороки. Вышитые нитками узоры покрываются узорами из блесток. Каждый узор – определенное количество блесток. Конечно, названия и смысл большинства утерян. До нас дошли некоторые, например, «ломань» — человек, «крёзыньге» – крестик, «ёлкиньге» — ель. Рубахи и шубейки шью в основном из коленкора. Даю вторую жизнь и старой одежде, перешиваю их в детские наряды или в женские головные уборы». Изучают костюм и в местной школе. Ведется кружок по изготовлению шокшинского костюма. 

Праздник единения 

В этот день встречались друг с другом родственники, друзья, одноклассники. Одна площадка так и называлась «Ёнста эщитяма» («Встреча земляков»). На Гастрономической поляне каждый род представил свои блюда. Каждая семья показывает не только свое умение, но и свою историю. Вот табличка с надписью: «Малёкунь медь», этот род исстари занимается пчеловодством. Янтарный мед говорит сам за себя. Кто-то мастак по мордовской «позе», кто-то печет необыкновенного вкуса блины. Хотя блины, пожалуй, пекут все. Они стопками красуются на огромном столе. «Блины наши готовятся из пшена, манки, молока и очень большого количества домашних яиц, — знакомит нас с рецептами блюд Людмила Чекмаева. — Позу делают пожилые женщины. Она состоит из воды, сахара и свеклы. Процесс её изготовления довольно трудоёмкий. Раньше позу варили в печи, и она был насыщенно бордового цвета. Белый квас делается проще, для него берут ржаную муку, дрожжи, мяту. Летом незаменимый напиток. Да Вы угощайтесь, у нас всё вкусно». Чуть поодаль готовятся уха и мясная солянка.  

На Спортивной поляне толпится молодёжь. В селе сохранили народную игру – «Уздавунь адий». Вообще, в Шокше всех сильных зовут именем жившего тут силача – Уздав. Двое парней садятся друг против друга и оба хватаются за толстую палку. Кто сильнее, тот и перетянет.  

Конечно же, местные умельцы тоже нашли место на празднике: тут и тканные пояса, и расписная матрешка, и вязаные семицветки, и резная мебель.  

Самая главная поляна для детей — «Эрькакшунь ужа». Здесь можно и попрыгать, и поиграть, и обзавестись новыми друзьями. Взрослые не без смысла установили тут старинную детскую колыбельку. Пусть изучает подрастающее поколение обычаи предков. 

Знаменательно, что народный праздник «Шокшунь адий» проходит в Год культурного наследия народов Российской Федерации. И уместно вспомнить слова нашего Президента, который, говоря о единстве народов, привел в пример мордовский народ. Упомянув, этнографические группы мордвы, Глава государства отметил, что «они дорожат своим единством». 

Гости праздника 

Ольга Фельдфебелева, культ­организатор Нароватовского сельского Дома культуры приехала на праздник со своим коллективом «Пизелнэ»(«Рябинушка»). «Много лет мы собирали фольклор нашего села. Он у нас очень богатый. Пока жили наши бабушки, мы приходили к ним на мастер -классы. Поначалу с трудом улавливали старинные напевы, но смогли освоить. Сегодня на празднике в Шокше мы исполняем свадебный обряд «Шнамонь морамо» («Хвалебные песнопения»).  

Ольга Матвеева со своим супругом живут в соседнем с. Сакаево. Эта семья славится своим мастерством. Сплетенные их руками «Теньгушевские пояса» – настоящий шедевр: «Наша семья интернациональная, муж — русский, я – мокшанка. После вуза по направлению приехали в Теньгушевский район. Сразу по душе пришлись и костюм, и песни эрзян, проживающих в западной части нашей республики. Непременно нужно сохранять местные обычаи. Это духовно обогащает». 

Екатерина Поливцева, школьница: «Я живу в Москве, но каждое лето спешу в любимую Шокшу. В этом году родственники звали на море, но я с детства привыкла проводить все каникулы у бабушки. Здесь очень красивые места, и самые добрые люди. Конечно, я знаю не очень много про местные традиции, но пышные блины печь уже научилась». 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости