В лесу тихо, только дрова в костерке слегка потрескивают. Около него собрались бойцы, чтобы отдохнуть после выполнения боевой задачи. Сергей Кочнев взял в руки гитару, и зазвучала любимая песня батальона. Ребята запели: «Выйду ночью в поле с конём…». Поют, а слова до дрожи пробирают, дом родной вспоминают. Вот и Сергей играет и думает о доме, детях, которые ждут отца.
Жизнь до СВО
Сергей Кочнев родился в 1982 году в селе Левжа Рузаевского района. От мамы ему передался музыкальный талант. Поэтому родители без раздумий привели его в Левженскую музыкальную школу, где он попробовал себя в игре на балалайке.
— Балалайка мне показалась скучной, я сел за фортепиано и 4 года играл, пока не услышал песню «Полюшко — поле», сыгранную на баяне. Решил, что тоже хочу попробовать. Получилось. Так я за три года закончил пять классов по баяну, — вспоминает Сергей.
О дальнейшем выборе профессии даже речи не шло. Сергей знал, что будет музыкантом. Поступил в Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова. Окончил его в 2002 году и принял решение пойти в армию. Служил два года в пограничных войсках в Бурятии. После срочной службы вернулся домой. Немного проработав учителем музыки в Левже, пришлось сменить профессию. Работал охранником, спасателем, но хотелось зарабатывать больше.
— Я путешествовать люблю, особенно по городам России. У меня в то время родители супруги жили в Якутии, посёлке Чокурдах. Хотел поехать туда на заработки, уговорил жену, и мы перебрались из солнечной Мордовии в суровые морозы, — говорит Кочнев.
Там же, в Якутии, у супругов Кочневых родился сын Артём и дочка Кира. Со временем родители начали замечать, что детям не подходит климат, не хватает солнца. Появились проблемы со здоровьем. Тогда в отпуск отправились на родину, в Мордовию. И буквально за две недели заметили, что дети стали «расцветать». Сергей решил, что пришла пора возвращаться домой.
Когда Кира окончила садик, встал вопрос о дальнейшем обучении. Сергей перебрался из Саранска в Левжу, где уже учился сын. Дочка пошла в первый класс, а Сергей Кочнев снова вернулся к профессии учителя музыки.
Вместо баяна –
автомат
В сентябре 2022 года началась частичная мобилизация. Учитель музыки подумал, что ждать повестку не будет, а сам пойдет и запишется в ряды добровольцев. Семье о решении сразу говорить не стал, знал, что будут отговаривать.
— Воспитан я так, что не смог остаться в стороне, глядя на то, что происходит, как страдали люди. Не хотелось сидеть и ждать, когда враг придёт в наши дома и будет устанавливать свои порядки, — вспоминает ветеран.
27 сентября бойцы из Мордовии отправились на боевое слаживание в Ульяновск. Там новички учились обращению с оружием, оказанию первой помощи, а бывалые вспоминали всё, чему их учили в армии.
В перерывах Сергей узнал, что в здании есть фортепиано. Оно было завалено коробками, Сергей расчистил мусор и сел играть. Музыкант так увлёкся, что не заметил, как в комнате собрались бойцы. Они слушали молча, не хотели прерывать музыку. Так и появился позывной Сергея Кочнева – «Музыка».
Так сельский учитель музыки сменил баян на автомат.
«Мордва – она везде!»
Сергей Кочнев занимал должность пулемётчика. Опыта ведения боевых действий у бойцов не было, но каждый из них знал точно, что будет стоять за Родину до конца!
— Помню, как жили в лесу первую неделю. Когда мимо проезжала машина или шли люди, всегда думали, что это враги. Были готовы воевать каждую минуту, — рассказывает «Музыка».
К тому времени был сформирован «мордовский» батальон. «Музыка» по национальности мокша. Со своими разговаривал на родном языке.
— Вместе с нами был парень молодой из Ульяновска. Так он с нами на эрзянском говорил. И все друг друга прекрасно понимали. Мордва она везде! – говорит Кочнев.
Прошла неделя, и нужно было дислоцироваться в посёлок, где на противоположном берегу Днепра русские солдаты вели бои. Местные с нашими ребятами делились продуктами, а рыбаки и вовсе удочку подарили, чтобы те порыбачить могли.
Всё шло своим чередом. Настоящие военные будни бойцы почувствовали, когда начались первые миномётные обстрелы. В небе стали замечать дроны, а по ночам в тепловизор видели на противоположном берегу вражеских солдат. С тех пор местоположение батальона постоянно менялось, но большинство времени жили в лесу, близ населённых пунктов.
Война и музыка
Однажды Сергей позвонил домой, поговорить с детьми. На фоне тихо звучали песни. И тут дочка выдала: «Пап, я думала у вас война, стреляют, а вы, оказывается, там музыку слушаете».
Действительно, было сложно представить вечер, когда бы бойцы не встречались около костра за песней. В репертуаре были и военные песни, и просто для души. Музыкальные инструменты тоже имелись. Гитару Кочневу подарил Глава Мордовии Артём Здунов, когда «Музыка» был ещё в Ульяновске на боевом слаживании. С тех пор она с ним. А там и баян раздобыли, с песней по жизни легче.
— Приходили на место уставшие после задания, но обязательно перед сном пели. Я баян возьму, «Цыганочку» сыграю, парни спляшут, чтобы хоть немного забыться. Музыка – она успокаивает.
Кстати, после возвращения домой боевая подруга Сергея осталась с ним. Гитара висит на стене — как память о тяжелых буднях и боевых товарищах.
Последний бой
11 декабря 2023 года пришёл приказ штурмовать опорные пункты врага. Линия обороны стояла в лесу, было принято решение выбить врага с трех сторон, план отработан до мелочей. Но война – вещь непредсказуемая. Получилось так, что отправка должна была быть утром, но затянулась ближе к обеду. Пройдя 4 километра по лесу, бойцы решили сделать привал. Утро вечера мудренее. Выдвинувшись на следующий день, дошли до нужной позиции. И тут по нашим ребятам начали работать пулемётчики и снайперы. Пока вели бой, было уже трое трехсотых. Товарищ Сергея с позывным «Метис» ранен. Кочнев решил, что нужно помочь, ведь друг истекает кровью. Враг именно этого и ждал, когда наши бойцы покажутся.
«Музыка» бросил дымовую шашку и перепрыгнул через бревно, но там ждала мина-«колокольчик». Сергей наступил точно на неё и от пронизывающей боли упал на землю. Попробовал отползти и не заметил, как раненой ногой задел кассетную мину. Быстро перетянул себе ногу жгутом и осторожно перебрался в более безопасное место. С наступлением темноты товарищи доставили Сергея на точку эвакуации, оттуда в полевой госпиталь.
— Когда привезли на операционный стол, был в сознании. Но так устал, трое суток почти не спал, попросил медсестру сделать укол. Уснул, а когда проснулся, ногу уже ампутировали.
Полгода Сергей провёл в Севастополе, проходил реабилитацию. Как пришёл в себя, написал сестре: «Я живой! У меня всё хорошо. Вот только война для меня закончилась». В мае 2024 года прибыл домой, уже насовсем.
— У вас был с собой талисман? – поинтересовались у собеседника.
— Мой талисман – моя молитва! Она в бою всегда мне помогала.
Сейчас Сергей привыкает к мирной жизни. Занимается адаптивным спортом, проводит уроки мужества в школах и помогает тем бойцам, которые попали в такую же ситуацию, как и он, не замкнуться в себе. А также получает высшее образование в МГУ им. Н.П. Огарёва.
Каждый день вспоминает время «за ленточкой». За тот бой «Музыка» получил орден Мужества.
— Иногда в голове прокручиваю мысли: «А что бы было, если бы не пошёл на СВО? Нога была бы цела», а потом всё равно прихожу к выводу, что остаться в стороне бы не смог.
— Вы счастливый человек?
— Конечно! У меня двое прекрасных детей, а дети для меня – это и есть счастье.
Олеся Максимова.
Сын Сергея Кочнева Артём
написал для отца
стихотворение:
Я – мордвин, и этим я горжусь!
Я люблю страну свою родную!
Что бы ни случилось с ней, помчусь
Защищать, как папа, Русь святую!
Мой отец – участник СВО,
Цену смелости, я думаю, он знает.
Нам с сестрёнкой крупно повезло:
Он покой и сон наш охраняет.
Вы на фото устремите взгляд:
Наш Глава гитару там вручает
Папе моему, а я так рад!
Знаю, песней он врага сломает!
Пусть та песня пронесётся
сквозь года,
Глас народа пролетит сквозь стены!
Скажем миру: ни за что и никогда
Ни перед кем не встанем на колени!
Пусть о ратных подвигах
идёт молва,
Узы братства никогда не потеряем,
Буду помнить папины слова:
«Помни, сын, своих мы не бросаем!»