Аудиторы Волгоградского филиала Российского дорожного НИИ проверили ремонтируемые в Мордовии дороги. В первую очередь экспертов интересовало качество работ на объектах национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Журналисты «ИМ» вместе с экспертами проверили один из трех мостов на дороге, которая связывает Светотехстрой и Химмаш. Это тот самый мост над железной дорогой, который строился дольше всех. После капитального ремонта путепровод открыли 8 мая этого года.
На мосту нас встречает начальник отделения аудита и внедрения новых технологий Волгоградского филиала РОСДОРНИИ Константин Кукин. Рядом припарковалась «Газель» с надписью «Дорожная лаборатория».
Специалисты перекрывают одну полосу движения фишками, выкатывают из машины массивный прибор для взятия проб. «Это керноотборник для асфальтобетона, — объясняет эксперт. — С его помощью мы возьмем пробы цилиндрической формы, а потом отправим их в лабораторию, где послойно изучим их эксплуатационные свойства».
Прибор с жутким звуком начинает высверливать асфальт. В дорожном покрытии одна за другой появляются три отверстия. Специалисты объясняют, что три пробы необходимы, чтобы вычислить средний показатель по всем образцам и исключить ошибки. Диаметр отобранных образцов 150 мм, их высота — 200 мм. «Отобранные керны исследуют на пористость, плотность, водонасыщение, степень сцепления между слоями, — рассказывает Константин Кукин. — Также будет установлен предел прочности на сжатие и проведен анализ зернового состава».
Специалист на месте линейкой замеряет верхний слой образца и фотографирует:
— Пять сантиметров — соответствует норме.
— Как вы понимаете, где какой слой, там же нет никакой границы? — интересуются журналисты «ИМ».
— Если присмотреться, то можно увидеть разные фракции.
— Как выбираете место для проб?
— Проезжаем весь объект, смотрим. Если визуально возникают вопросы, там и берем пробы. Если на вид все в порядке, то выбираем место произвольно.
После отбора проб в асфальте зияют три отверстия.
— Кто должен их заделывать? — спрашивают журналисты.
— Не переживайте, их заделает подрядчик, — заверил сотрудник РОСДОРНИИ.
Образцы аккуратно складывают в мешок и убирают в машину. Следующий этап — проверка дороги на образование колеи. Для этого эксперты достали из «Газели» трехметровую дорожную линейку, положили ее на асфальт, а просвет проверили клином. Затем замеряют поперечные уклоны, они важны для эффективного удаления воды с поверхности.
— Видите, уклон составляет 18%, это в пределах нормы, — комментирует специалист. За работой сотрудников РОСДОРНИИ наблюдают представители Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства Саранска. Именно эта организация является заказчиком дорожного строительства данного объекта. Видно, что сотрудники Дирекции переживают за результат, хотя вида не подают: «Мы уверены в качестве строительства дорожного объекта, его строили опытные подрядчики».
— Визуально по тем пробам, которые были взяты на мосту по дороге Светотехстрой — Химмаш, у меня претензий нет, — признается Константин Кукин. — Детальное заключение сделают эксперты лаборатории. Через неделю результаты проверки мы оформим в письменном виде и отправим заказчику с фото- и видеоматериалами, а еще через две недели будут готовы результаты лабораторных испытаний.
18 августа аудиторы посетили участок дороги Саранск — Ромоданово — Большое Игнатово. Там проводилось восстановление покрытия из плотного асфальтобетона по новым технологиям. 19 августа проверили, как выполнены работы на дороге Саранск — Сурское — Ульяновск — Малое Маресьево — Мокшалей, а также возводимую дорогу в столице Мордовии. Речь идет о трассе от ул. Победы до ул. Гожувской с мостом через железную дорогу и реку Инсар.
«В целом о дорожном строительстве в Мордовии сложилось положительное впечатление, правда, есть небольшие вопросы. Однако вопросов нет только там, где никто не работает. Все мы люди и можем ошибаться. Важно устранить все недочеты, чтобы в итоге получить качественный продукт. Заказчики, подрядчики, проектировщики учатся, повышают свою квалификацию, в работе применяются новые технологии. В этом году в России по передовым методикам строятся 20% новых объектов, к 2024 году этот показатель должен достигнуть 80%. Мы стремимся к лучшему, чтобы людям было комфортно и безопасно передвигаться».
Алексей НИКОЛАЕВ