-2.1 C
Саранск
Четверг, 26 декабря, 2024
spot_img

«Мордовка» в сладкой «семье народов»

Историю можно изучать по книгам, а можно в музее. В селе Тарасово Атяшевского района ветеран педагогического труда  Ольга Антоновна Свойкина, о которой я уже рассказывал читателям «Известий Мордовии»,  превратила  свое жилище в музей истории. Его «залами»   стали   не  только   комнаты   дома селянки, но и надворная постройка.

Сокровища из прошлого  хранятся   в   деревянном  сундуке, что еще в конце 19 века привез для  молодой жены с Макарьевской ярмарки прадед Ольги Свойкиной.   Кроме лубочных книжек, доставшихся пращуру на отхожем промысле в  Архангельском крае, много в сундуке и  старинной эрзянской одежды и вышивок, которым, наверняка, не меньше двух столетий.

Когда-то Ольга Антоновна хранила   в сундуке и  открытки,  почтовые марки, за которыми   ездила  в Москву.  Еще в школьные годы   начала собирать она  спичечные коробки с наклеенными на них этикетками. Спичечными коробками  набила она даже   два, называемых  в народе «китайскими», мешка.  Но бабушка Ольги, посчитав коробочки из тонкой березовой фанеры   за обычный хлам,  растопила ими печь. Об этой потере собирательница раритетов  не перестает сожалеть и сегодня. «Ведь на спичечных этикетках,  — говорит она, — была,  считай, история   страны   и    человечества».

Ольга Антоновна любит сладкое,  но, даже ограничив  себя в нем, продолжает  собирать  фантики  от конфет. Во времена СССР    на кондитерских  фабриках сладости  «пеленали» не только в обертки с фруктами и ягодами, но   и  в линейки    тематических   фантиков.    Гордость Ольги Свойкиной —  обертка  от карамели «Мордовка», которую тоже можно считать      исторической ценностью. Такую карамель в    коллекции  «Карамель «Федеративная» в первые годы создания СССР начала выпускать   кондитерская фабрика «Красный Октябрь».  В большом наборе  у каждой сладости было свое название, которое   обозначало  ту или иную национальность. Стоит заметить, что  фабрика     и в досоветские  времена, когда называлась еще «Товарищество «Эйнем», представляла на фантиках и коробочках со своей сладкой продукцией национальный состав   России. И даже выпустила коллекцию какао и шоколада «Типы народов земного шара». Правда, на обертках времен Российской империи рисовали представителей  привилегированных слоёв общества, а простого народа   на них не  было.

Так что в новое уже время коллекция  «Карамель «Федеративная» стала для переименованной фабрики  продолжением дореволюционной традиции. В этой коллекции у изображений на конфетных обертках  представителей  разных народов, населявших  первое  в мире государство рабочих и крестьян,    была, скорее, пропагандистская цель.  Кондитеры, конечно же, не без подсказки  «сверху»,  знакомили  население огромной страны с  соотечественниками в разных ее  уголках. На фантиках     художники нарисовали одетых в   национальные одежды представителей народов Кавказа, Средней Азии, Урала, Поволжья… Миниатюры посвящены  представителям даже немногочисленных народностей, среди которых лопари (саамы). На фантиках можно встретить и такие названия, как  «малорос», на которое  сейчас обижаются украинцы,  и  «сарт»  — раньше так называли оседлых узбеков и равнинных таджиков. Не была выделена  отдельно лишь  русская национальность. Если   не считать, конечно,  знаком внимания  к ней, как к отдельному народу,   фантики  «Русские красавицы» – с девушками в  национальных костюмах на фоне деревенских изб,   и  «Рязанка».

Правда,  непонятно,  отчего рязанцы  в лице их прекрасной представительницы обозначены на конфетной миниатюре  не как русские,  а отдельная национальность? Сейчас на этот счет есть   много разных версий. Кто-то на фантике с рязанкой видит   татарку из окрестностей города Касимова, а кто-то женщину  малочисленной народности меря, представители которой сами  себя давно уже  называют   русскими.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости