Когда в элитных воинских частях саранские новобранцы сообщают, что дома, на гражданке, они занимались в Клубе исторической реконструкции и средневекового фехтования, армейское начальство тут же переспрашивает: «У Лошкарёва? «Владычный полк»?
Школа «Владычного полка» — это знак качества. Прошедшие её парни точно не подведут ни на поле брани, ни в иных экстренных обстоятельствах. Неслучайно ученики Игоря Лошкарёва оказались в числе первых добровольцев, отправившихся на СВО.
По маминым стопам
Сам Игорь Александрович никогда не думал о карьере кадрового военного. Его отец был профессиональным художником, мама Таисия Сергеевна – фельдшером.
Сын тоже с раннего детства увлекался рисованием. Но Лошкарев-старший категорически не приветствовал желание детей связывать судьбу с искусством. Поэтому дочь Галина после общеобразовательной школы окончила архитектурный факультет Свердловского вуза. Правда, в итоге стала хореографом.
— А Игорь всегда отличался любознательностью. Его интересовало, как устроен и работает живой организм. Он школьником даже лягушек препарировал, — вспоминает старшая сестра Галина. – Потому и пошёл по маминым стопам – поступил на «Лечебное дело» местного университета.
— Учёба в вузе мне давалась легко, — говорит Игорь Лошкарёв. – И с наставниками нам повезло. На медфаке тогда преподавал Аркадий Вениаминович Русинов, фронтовик, кавалер боевых орденов и медалей. Человек разносторонний, кандидат медицинских наук, писал стихи и картины. И нас он не просто учил премудростям анатомии, но по-отечески заботился о каждом. После медфака мне очень хотелось заняться практической хирургией. Но декан факультета Николай Михайлович Иванов убедил, что мне необходимо продолжить учебу в аспирантуре при кафедре нормальной анатомии.
Одновременно с научными исследованиями Лошкарёв работал на той же кафедре лаборантом. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию и уже более тридцати лет преподаёт в родном МГУ им. Н.П. Огарёва.
Дедовы гены
При этом его творческие пристрастия не остыли. Доцент Лошкарев не скрывает, что в свободное от преподавательских обязанностей время пишет иконы, увлекается ювелирным делом и историей.
— При желании освоить можно всё. Тем более, сейчас в интернете несложно найти любую необходимую информацию и практические методики, — уверен учёный. – Раньше приходилось разными путями добывать соответствующую литературу. Теперь с этим проще.
— У нас и папа всегда много читал, особенно литературу по истории, — говорит старшая сестра. – А вообще, среди предков, как рассказывала бабушка, были служивые казаки. Прадед по отцовской линии отличался статью, силой и сообразительностью. Так вот, он служит в императорских частях. Но после 1917 года об этом старались не распространяться.
Зато оба деда в годы Великой Отечественной сражались на фронте. Сапёр, гвардии сержант Илья Алексеевич Лошкарев, отмеченный медалью «За боевые заслуги», в боях под Смоленском получил тяжелую контузию. В мирной жизни занимался пошивом обуви. Второй дед славился как столяр.
В общем, внуку было от кого унаследовать прикладные творческие способности. А умение рисовать, по мнению Игоря Лошкарёва, очень даже необходимо в медицинской профессии, особенно в анатомии.
— Не всегда есть возможность наглядно продемонстрировать, к примеру, устройство внутренних органов человека. В таком случае как раз нужно их изобразить, чтобы объяснить студентам или коллегам, — делится профессиональными тонкостями доцент Лошкарёв.
«Владычный полк»
Идею – создать в Саранске клуб исторической реконструкции и средневекового фехтования кандидату медицинских наук Лошкарёву подсказал батюшка Александр Пелин.
— Холодное боевое оружие – ещё одна моя слабость, — признается Игорь Александрович. – Как-то отец Александр увидел у меня дома средневековый меч, и, узнав о моём увлечении, предложил организовать на базе Духовного училища клуб исторической реконструкции. Тогда по стране начало распространяться реконструкторское движение. Правда, сначала, кроме меня, в «…полку» было всего три студента исторического факультета. Через год к нам присоединился Дмитрий Фролов, тогда ещё первокурсник филфака, но сразу поразивший меня глубиной знаний по истории и православию, широко эрудированный и умеющий своими познаниями увлечь других. Теперь он возглавляет Республиканский краеведческий музей, но по-прежнему остаётся научным руководителем Клуба исторической реконструкции.
Кто, спросите, идёт в реконструкторы? В основном молодые ребята, в том числе студенты Игоря Александровича. Для них «Владычный полк» стал школой мужества, настоящего братства и верности Родине.
— Бездумно махать оружием – опасно, – поясняет основатель «Владычного полка». – Поэтому мы занимается соответствующей физической подготовкой. Оборудовали собственный тренажёрный зал, где можно подкачать мышцы. Чтобы фехтовать мечом, саблей, шпагой, метать копье, управлять бердышом, нужна сила и сноровка. Также мы учим стрелять из лука.
Кто-то придёт раз, другой. А кто-то сохраняет преданность «Владычному полку» многие годы, и даже оказавшись в другом городе, поддерживает связь с саранскими наставниками. Теперь клуб базируется при Центре русской национальной культуры РМ. Он также создан Игорем Лошкарёвым, причем по большей части его руками и на его личные средства. Основную площадь там занимает музейная экспозиция, воссоздающая прошлое мордовского края XVI-XVII вв. с предметами быта, вооружением, одеждой того времени.
Кстати, коллекция реконструированной одежды, головных уборов и обуви сейчас насчитывает более полусотни комплектов. Под это выделено отдельное помещение. Шилось всё по выкройкам того времени, из натуральных тканей, сукна, кожи, которые Лошкарёв отыскивает в разных регионах страны. Обувь сапожники тоже тачают по спецзаказу для саранских конструкторов. Недавно гардероб полка впервые пополнился стрелецким кафтаном детского размера для 11-летнего сына Игоря Александровича Ильи. Кстати, старшие дочки основателя клуба тоже занимались исторической реконструкцией. Топорами и мечами не сражались, но, как и другие девушки, освоили женские ремёсла – золотное шитьё, вышивку, написание средневековых буквиц. Аня сейчас учится на третьем курсе медфака, подрабатывает медсестрой в перинатальном центре. Но по-прежнему с реконструкторами «Владычного полка» участвует в различных исторических акциях, республиканских фестивалях.
К слову, саранские реконструкторы известны не только в Мордовии, они неоднократно выезжали на престижные международные и всероссийские военно-исторические фестивали, где отмечался высокий уровень достоверности реконструкции «Владычного полка».
Ювелирное хобби
Самое светлое, наполненное солнечными лучами помещение центра отведено под мастерскую, где Игорь Лошкарёв пишет иконы. Занятие это не суетное, требующее особого внутреннего настроя, тишины, а главное – веры.
Родители Игоря, как было принято в советскую пору, считались атеистами. Но бабушка Евгения Александровна строго блюла все христианские каноны, и внуков крестила, брала их с собой на службу в церковь, растолковывала суть библейских учений. Кстати, её сын Александр Лошкарёв, на работе рисовавший коммунистические плакаты и лозунги, по просьбе мамы реставрировал иконы для Предтеченского храма.
Тонкости иконописи Игорь Александрович постигал самостоятельно, так же, как и специфику ювелирного ремесла. Под «ювелирку» в мастерской отведено отдельное место, оснащенное комплектами миниатюрных пинцетов, фрез, ригелей, плоскогубцев, тисками, полировальными щетками, паяльной лампой, микроскопом и т.д. Разумеется, ювелирное хобби – занятие недешёвое. Но видели бы вы, с каким вдохновением Лошкарёв мастерит венцы, очелье, подвески, цаты, рясны к иконописным ликам.
Кстати, образ особо почитаемой Казанской Богородицы, написанный в этом году Игорем Лошкарёвым и Дмитрием Фроловым, отправили землякам, сражающимся сейчас на передовой. Для участников СВО лик Пресвятой служит духовным утешением и молитвенным щитом в их ратном труде.