Исторически эрзяне и мокшане селились на обширной территории Поволжья в тесном соседстве с русскими и другими тюркскими и финно-угорскими народами. Население, так называемых малых народностей, по большей части даже грамоты не знало. В лучшем случае, самым талантливым удавалось закончить сельскую церковно-приходскую школу и учительскую инородческую семинарию.
И надо отдать должное, получившие образование, прогрессивно мыслящие мордва, ратовали за то, чтобы эрзяне и мокшане не забывали родной язык, помнили историю и этническую культуру своего народа. Причем, многие – Авксентий Юртов, Макар Евсевьев, Фёдор Советкин, Зазар Дорофеев, Григорий Карпович Ульянов и другие – сами ехали в глубинку учить сельчан грамоте, составляли буквари на мордовских языках.
В мае 1917 года на прошедшем в Казани общем съезде «мелких народов Поволжья» инициативные эрзяне и мокшане объединились в Мордовское культурно-просветительное общество «для подготовки народа к жизни при новом государственном строе и поднятия культурного состояния мордвы». Подчеркнем, о новом государственном строе активисты заговорили ещё до случившихся осенью революционных событий. Подтверждением чему служит хранящееся в Государственном архиве РМ воззвание инициаторов «К мордовскому народу», датированное 19 августа 1917 г. Правда, о создании мордовской автономии изначально речи не шло.
Активисты культурно-просветительного общества, озабоченные массовой ассимиляцией, обращались к мордовской интеллигенции с призывом «воспитывать в своём народе любовь ко всему родному», «знакомить мордву с ее прошлым, бытом, нравами». Поднимали они и вопрос о необходимости преподавания школьных дисциплин в сёлах на родных языках, конечно, «там где есть учителя, владеющие эрзянским или мокшанским», и о ведении богослужения на национальных языках.
Инициаторы считали, что обеспечение населения книгами на родных языках должны взять на себя земские власти.
Однако чаяния национальной интеллигенции не были удовлетворены. И проблемы сохранения и укрепления национального самосознания, системного школьного обучения на родном языке, подготовки квалифицированных преподавательских кадров не решались. В том числе, по объективным причинам. Допустим, как организовать образовательный процесс на национальном языке, обеспечить школы учителями, если почти 90 процентов мордовского населения (по результатам переписи 1920 г.) было рассредоточено по Пензенской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской губерниям.
Поэтому, и встал вопрос о создании мордовской автономной государственности в составе Российской Советской Федеративной Социалистической республики. Над подготовкой проекта формирования мордовской государственности трудилась большая команда, более десяти лет велась кропотливая работа по сбору материалов об экономике, культуре, этническом составе населения Поволжья.
Вспомним сегодня о некоторых, кто приложил старание к появлению мордовской автономии.
Сибирский эрзянин
Особой активностью в Мордовском культурно-просветительном обществе выделялся сибиряк Тимофей Васильев.
Его прадед Иван, уроженец с. Подлесная Тавла (ныне Кочкуровский район Мордовии) после отмены крепостного права в 1861 г. вместе с семьей и односельчанами Петровыми в поисках лучшей доли отправился в Сибирь. Но в далёких краях переселенцы общались на родном эрзянском языке, соблюдали народные традиции и в память о малой родине новое место пристанища назвали Тавлы.
Внук Тимофей, родившийся 19 февраля 1897 г., с 12-лет работал на шахте. Однако благодаря врожденной любознательности он самостоятельно освоил грамоту и счёт. Местный мировой судья, приметив смекалистого паренька, взял его на должность писаря. Полученный в конторе опыт вскоре пригодился. В первые годы советской власти Т. Васильев стал народным судьей Омска. Затем служил в Енисейском губернском отделе юстиции.
Во время учебы на хозяйственно-правовом отделении факультета права Московского вуза (1924 -1928 гг.) активно участвовал в студенческих кружках мордовской молодежи. Редактировал национальную газету «Якстере теште» («Красная звезда»). Будучи инструктором отдела национальностей ВЦИК, он организовал в Москве Мордовский клуб, завсегдатаями которого были писатели А. Моро, Н. Эркай, А. Лукьянов, С. Салдин и др.
Его знания юриста также имели значение при подготовке проекта Мордовской автономии. В 1928 году Тимофея Васильева назначили первым председателем Мордовского окружного суда.
В 1931-ом его направили в Великобританию председателем Торгового представительства СССР. Чтобы грамотно вести дела и защищать интересы своей державы в спорных ситуациях, он в совершенстве овладел английским языком. По оценкам специалистов, профессионализм юриста Васильева позволил значительно снизить налоговые выплаты в британский бюджет от советской торговли.
Тем не менее, в ноябре 1937-го его вместе с женой и детьми отозвали на Родину и 8 февраля 1938 года арестовали, приговорив к расстрелу, якобы за «измену Родине» и «контрреволюционную деятельность». 22 августа 1956 года Тимофея Васильева реабилитировали посмертно.
Автор первой Конституции Никифор Сурдин
Никифор Григорьевич Сурдин родился в 1896 году в с. Старо-Бадиково Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район) в многодетной бедняцкой крестьянской семье. По окончании 4-классного городского Беднодемьяновского училища получил звание «земского учителя». В годы I мировой войны был мобилизован на фронт. В 1918 -ом добровольцем вступил в Красную Армию, командовал взводом, ротой, батальоном, был дважды ранен. Затем окончил экономическое отделение Военно-хозяйственной академии. Сражался с басмачами, работал в Управлении уполномоченного ЦКК РКИ в Средней Азии, старшим инспектором Военно-Морской инспекции ЦКК РКИ СССР. В 1931-1933 гг. учился в экономическом институте Красной профессуры в Москве. В 1933 г. направлен компартией в Мордовию начальником политотдела Инсарской МТС. В ноябре 1934 г. его избрали Председателем ЦИК Мордовской АССР.
Никифор Григорьевич непосредственно участвовал в составлении первой Конституции Мордовии, принятой 30 августа 1937 года.
В сентябре того же года его арестовали, 23 мая 1938-го приговорив к расстрелу по «Сталинскому списку». В мае1957 года Н.Г. Сурдин реабилитирован Верховным судом СССР, уголовное дело отменено за отсутствием состава преступления.
Финн Пеллинен
Любопытно, что непосредственное участие в создании Мордовской автономии принимал этнический финн Павел Пеллинен.
Согласно архивным документам, его отец занимался сельским хозяйством на скудных землях С.-Петербургской губернии. Многодетная семья бедствовала. С 16 лет Павел приобщился к кружку прогрессивно настроенной финской молодёжи. Во время I мировой войны служил в пулемётном полку Ораниенбаумского гарнизона царской армии, который в феврале 1917-го поддержал революционные выступления. И затем Павел Пеллинен активно участвовал в установлении Советской власти и организации совхозов и колхозов. Возглавлял уездный земельный отдел, входил в Петроградский губисполком, сражался в рядах Красной Армии против войск Деникина.
После Гражданской войны занимался вопросами земельного управления Северо-Западной области. Затем по направлению партии курировал важные направления государственного строительства в Ульяновской губернии, руководил Правлением Средневолжского областного Союза колхозов в Самаре. Затем также по заданию партии в период формирования Мордовской автономной области с осени 1929-го по август 1932 года возглавлял местный региональный комитет ВКП (б).
Правда, по окончании Института Красной профессуры Пеллинена оставили в Москве, поручив курировать процесс колхозного строительства в Восточных и Северо-Восточных регионах страны. В 1938-м его арестовали, как и других руководителей Мордовской автономии, обвинив в организации «Блока правых, троцкистов и националистов», приговорили к 8 годам ссылки, где он скончался 5 октября 1943 г. Реабилитирован Военным трибуналом МВО 16 августа 1956 г.
Главное, идея обретения мордовским народом государственности во имя сохранения его самобытной культуры и языка, была реализована и продолжает жить.
Благодарим начальника отдела научной информации и публикации документов Центрального госархива РМ Наталью Терёшкину за помощь в подготовке материала.