В книге мемуаров «Решения принимались на земле» генерал-полковник авиации Степан Гречко, в годы Великой Отечественной войны начальник оперативного отдела 5-й Воздушной армии, тепло написал о ее командующем С.К. Горюнове. А заключительным аккордом в его книге стали слова самого Сергея Кондратьевича. «Фашистский бумеранг вернулся в логово метателя. Иначе не могло быть. Гитлер и его клика просчитались — не на тех напали. Будем надеяться, это станет предметным уроком для всех будущих фюреров, не только немецких».
Из пехотинцев – в летчики
Уроженец села Ушаковка Атяшевского района, С.К. Горюнов хотел стать учителем, но путь к мечте был непростым. Сейчас трудно даже представить себе семью, в которой 18 детей, но именно столько их родилось в семье крестьянина Кондратия Горюнова. Правда, до совершеннолетия дожили 11. Сергей в семье был третьим ребенком и старшим из сыновей. В 1918 году окончил Казанскую учительскую семинарию, куда его удалось определить отцу. «Кондратий Иванович был невысокого роста, но широкий в плечах и с темными волосами, которые он расчесывал на пробор, а по праздникам смазывал репейным маслом, отчего они блестели, — вспоминал об отце С.К. Горюнова его земляк и ветеран мордовской журналистики, в годы Великой Отечественной войны защитник Советского Заполярья Павел Иванович Лушенков. — А главное, был Кондратий Иванович мужиком степенным и рассудительным».
Учеба Сергея в семинарии пришлась на трудные времена. В год поступления в семинарию началась империалистическая война, затем были революция, Гражданская война. Случился у семинариста Горюнова и неприятный инцидент с учителем словесности. В сочинении на тему «Велика ты, Русь», он написал: «Была бы Русь могучей, если бы не буржуев кучка», за что едва не поплатился исключением из семинарии.
До и после революции семинаристы горячо спорили: за кем лучше идти, кого поддерживать? Сергей Горюнов выбрал свой путь раз и навсегда, отказавшись ради него и от мечты об учительстве. В мае 1918 года девятнадцатилетний парень вместо школы, где должен был учить детей, добровольно вступил в Красную Армию. Защищал Казань от восставшего против советской власти Чехословацкого корпуса, участвовал в боях против колчаковцев, громил белогвардейцев в Иркутской и Енисейской губерниях, участвовал в боевом походе против барона Унгерна в Монголии, где уже командовал пехотным батальоном.
Четыре года Горюнов прослужил в пехотных частях, пройдя путь от рядового красноармейца до командира полка. Но еще в Казани увидел впервые воздушный бой, который вела пятерка присланных по распоряжению В.И. Ленина самолетов. Тем не менее, об авиации не мечтал. Но страна создавала свой воздушный флот, для которого нужны были кадры не просто из самых смелых и способных, но и проверенных на верность ей людей. Совершенно случайно для самого С.К. Горюнова его, пехотинца, в 1922 году командование командировало на учебу в Борисоглебскую теоретическую школу командного состава. Следующими ступенями в становлении Горюнова- летчика, были Серпуховская высшая школа воздушного боя, стрельбы и бомбометания, Военно-воздушная академия имени Жуковского. Служил командиром эскадрильи в авиации Балтийского флота, а в 1937 году назначен командиром 5-й тяжёлой авиационной бригады, командуя которой, в августе 1938 года участвовал в боях у озера Хасан. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Академии Генштаба.
С ноября 1939 по март 1940 года С. К. Горюнов командует ВВС 7-й армии, участвует в советско-финской войне, с марта 1940 года — командующий ВВС Калининского военного округа, с июля 1940 года — начальник Управления кадров ВВС РККА, с 1941 года — командующий ВВС Харьковского военного округа. На базе управления Харьковского военного округа была сформирована 18-я армия, в которой С. К. Горюнова назначили на ту же должность.
Под его началом воевал Покрышкин
В октябре 1941 года 18-я армия попала в окружение, в дни прорыва из которого состоялась первая встреча Сергея Горюнова с легендарным Александром Покрышкиным, воевавшим затем под его началом в составе 5-й воздушной армии. А.И. Покрышкин вспоминал об этой встрече так: «Увидел среди разбросанных ящиков группу военных с авиационными петлицами на гимнастёрках. Они жгли на костре штабные документы… Увидев полного, небольшого роста генерал-майора, я представился и обратился к нему: «Товарищ генерал, меня к вам направил командующий армией». — «Докладывай. Что тебя беспокоит?» — спросил он, глядя на меня усталыми глазами. Я рассказал ему о разведке, о своих мытарствах с подбитым самолётом и спросил совета о дальнейшей судьбе «МИГа». — «Знаешь, что я посоветую тебе, старший лейтенант: сожги самолёт. И если удастся отсюда выбраться, то благодари судьбу… Прорываться будем ночью, и он будет мешать движению. Отобьёшься от колонны — из окружения не выйдешь».
37 благодарностей от Сталина
После выхода из окружения С. К. Горюнов — на той же должности. С ноября 1941 года командует ВВС Северо-Кавказского военного округа, с 19 мая 1942 года ВВС Северо-Кавказского фронта, являясь одновременно членом Военного совета фронта и заместителем командующего по авиации. 6 июня 1942 года ВВС фронта были преобразованы в 5-ю воздушную армию, командующим которой назначили С. К. Горюнова.
В годы Великой Отечественной войны 5-ю воздушную армию и лично ее командующего Сергея Кондратьевича Горюнова 37 раз отмечал в благодарственных приказах Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин. Военные летчики под командованием С.К. Горюнова участвовали в битве за Кавказ, воздушных сражениях на Кубани, Курской битве, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Дебреценской Будапештской Венской, Банска-Быстрицкой и Пражской наступательных операциях.
Почти 40 лет отдал Сергей Кондратьевич Горюнов службе в Вооруженных Силах СССР. За особые заслуги перед Родиной он Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Боевые заслуги генерала отмечены 30 орденами и медалями, среди которых орден Ленина, Красного Знамени, полководческие ордена Суворова I и II степени, Кутузова I степени, ордена иностранных государств.
В 1956 году в звании генерал-полковника С.К. Горюнов ушел в отставку с должности командующего воздушной армией. Он поселился в Киеве, где после кончины в 1967 году и похоронен со всеми воинскими почестями на Берковецком кладбище. Прожил генерал всего 68 лет, не дожив всего двух лет до своего семидесятилетия. Умер от тяжелой болезни, которая особенно стремительно стала развиваться после смерти его жены Александры Семеновны. Его могила – рядом с ней.
«А Бога в небе не видел?»
Через 10 лет после того, как ушел из родного дома, С.К. Горюнов приезжал в Ушаковку. «Была сенсация, — вспоминала об этом его сестра Александра. — Люди даже из других сел приходили посмотреть на первого в нашем районе летчика. Спрашивали: «Как это можно держаться в воздухе?». А одна бабушка, фамилия ее Требина, спросила: «А ты, Сереженька, Господа Бога в небе-то не видел?»
По словам Александры Кондратьевны, ее брат хотел снова побывать в Ушаковке, поговорить с земляками, но этому его желанию не суждено было осуществиться.
Атяшевцы никогда не забывали о славном земляке. Кроме бюста С.К. Горюнова на центральной площади, его именем в Атяшеве названа самая длинная улица. Накануне 80-летия Великой Победы стоит, может быть, прикрепить на одном из домов на ней и табличку с информацией о человеке, имя которого носит улица?
