Три года назад я рассказал в «Известиях Мордовии» об Ольге Антоновне Свойкиной из села Тарасово Атяшевского района. Ветеран педагогического труда, она создала у себя в доме музей, который так и не обрел официального статуса и вывески. Но и без них о нем узнали журналисты телеканала «Культура». Для программы «Письма из провинции» они сняли часовой фильм об Ольге Свойкиной и ее музее, который сама она называет «музеем души».
«Меня не все понимали»
Недавно я вспомнил, как Ольга Свойкина рассказывала о своих давних поездках в Москву, из которых привозила домой и новогодние открытки. «Много раз ездила я в Москву с коллегами-учителями, — говорила она. — Они возвращались домой с дефицитными обновками, а я на все сто рублей, что накопила за год для этой поездки, покупала почтовые марки, открытки и фотографии артистов».
Ее не все понимали. Можно даже сказать – почти никто. Зато сегодня старые открытки из большой коллекции пенсионерки навевают каждому, кто их рассматривает, теплые воспоминания из детства и юности. На почтовых миниатюрах можно проследить даже историю СССР.
Особое место в ее коллекции занимают новогодние открытки художника Владимира Зарубина, которые были самыми популярными. В CCCР, наверное, не было человека, который хотя бы раз получал на Новый год открытку с добрыми сценками на них от художника Владимира Зарубина. Первую из них Минсвязи выпустило 28 апреля 1963 года, но посвящена она была Новому году. Дед Мороз и юный Новый год вертят скакалку, через которую весело прыгает Снеговик. За прыжками наблюдают заяц и Буратино, рядом с которыми Дед положил мешок с новогодними подарками. «Открытки Зарубина знала и покупала вся страна, хотя не все обращали внимание на надпись с его фамилией на обороте, — говорит Ольга Антоновна. – А сам художник, отвечая на вопрос, что же является главным в его творчестве, ответил так: «Рисуя конверты и открытки с моими зверюшками, надеюсь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее».
«Привет с фронта!»
Новый год в России давно уже отмечают с размахом. Но так было не всегда. После революции он, как и Рождество и связанные с ним открытки, были под запретом. Зато печатали открытки, которыми граждане новой страны должны были поздравлять друг друга с очередной годовщиной Октябрьской революции. Но популярностью они не пользовались. «По некоторым сведениям, первая советская новогодняя открытка была напечатана лишь в 1939 году, — говорит О.А. Свойкина. — К сожалению, мало кто ее видел, и у меня ее тоже нет. Основным сюжетом довоенных открыток были Кремлевские звезды и куранты».
Новогодние открытки выпускали и в годы Великой Отечественной войны. И даже больше, чем до войны. Это, считает Ольга Антоновна, можно объяснить тем, что новогодняя открытка стала в годы войны средством поддержать бойцов и остающихся в тылу людей. На фронт шли открытки с надписями: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» А с фронта в тыл — «Новогодний привет с фронта!» или «С новыми производственными победами! С Новым годом!» Дедом Морозом были воин в овчинном тулупе и шапке-ушанке со звездой, матрос в тельняшке и бескозырке. И уже в конце войны из Европы, освобожденной от фашизма, советские солдаты и офицеры стали присылать родным невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки в великолепном исполнении.
Без цензуры – никак!
Почти сразу после войны новогодние открытки в СССР исчезли. Возродили их в 1953 году. Партийное руководство решило, что нужно наладить производство собственной «идеологически выдержанной» продукции, чтобы противостоять наплыву «буржуазной заразы». В период «оттепели» в открытки пришли замечательные художники, которые и создали всеми любимые образы. Появились Дед Мороз и Снегурочка, лесные животные, Кремлевские куранты. Все открытки проходили цензуру, и их ассортимент постоянно расширялся. Возвращались открытки со сказочными сюжетами. Большой популярностью пользовались изображения счастливых советских детей. Это было время индустриального прорыва, освоения целинных земель и новостроек, поэтому на открытках изображали достижения прогресса и результаты труда. Освоение Севера отражено в открытках с пингвинами, детьми в одежде северных народов. Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 1960-х годах. Тогда Дед Мороз начал летать на ракете. Его изображали и катающимся на коньках, что можно назвать пропагандой здорового образа жизни. На рубеже 1960-х — 1970-х годов на новогодних открытках появляется чудо научно-технического прогресса – телевизор. Деда Мороза начали рисовать с транзистором в руках, говорящим по телефону и даже рассматривающим в телескоп ночное небо. В 1970-х годах было много новогодних открыток с изображением символов государственной власти: красной звезды, флага, серпа и молота, Спасской башни Кремля в композиции с елками или ветками.
Рассказывая о новогодних открытках советского периода, Ольга Свойкина вспомнила и о времени, когда в России впервые появились рождественские открытки. «Было это в 1795 году, — говорит она. — Чаще всего их привозили из Европы. В России поздравительные карточки тоже печатали, но очень мало. Столицей открыток считалась Германия, в нескольких городах которой по 2-3 фабрики печатали ежедневно по шесть тысяч штук красочных миниатюр для всего мира».
С появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки уходит в историю. Да и почтальон, которого еще недавно все так ждали, вместо писем, газет и открыток приносит теперь в наши дома банки консервов, кроссовки и прочий ширпотреб. Все это навевает ностальгию о старых новогодних открытках. Ведь в них было так много не только очарования и прелести, но и человеческого тепла, которым мы и в зимнюю стужу согревали друг друга перед новогодними праздниками.