1.2 C
Саранск
Вторник, 12 ноября, 2024
spot_img

Коллекцию новогодних открыток хранит педагог из села Тарасово

Три года назад я рассказал в «Известиях Мордовии»  об Ольге Антоновне Свойкиной из села Тарасово Атяшевского района. Ветеран педагогического труда, она создала у себя в доме музей, который  так и не обрел  официального статуса и  вывески. Но и без них о нем узнали   журналисты телеканала «Культура». Для программы «Письма из провинции»  они сняли  часовой фильм об Ольге Свойкиной и ее музее, который сама она называет «музеем души». 

«Меня не все понимали» 

Недавно  я вспомнил, как  Ольга  Свойкина рассказывала о своих давних поездках в Москву, из которых привозила домой и новогодние открытки. «Много раз ездила  я в Москву  с коллегами-учителями, — говорила она. —   Они возвращались домой с дефицитными обновками, а я на все сто рублей, что накопила за год для этой поездки,  покупала почтовые марки,  открытки и фотографии артистов». 

Ее не все  понимали. Можно даже сказать – почти никто. Зато сегодня старые открытки из большой коллекции пенсионерки   навевают каждому, кто их рассматривает,   теплые воспоминания из детства и юности. На почтовых миниатюрах можно проследить  даже историю СССР.     

Особое место  в ее коллекции занимают новогодние открытки   художника Владимира  Зарубина, которые были самыми популярными. В CCCР, наверное, не было   человека, который хотя бы раз  получал на Новый год открытку с добрыми сценками на них  от художника Владимира Зарубина.  Первую из них  Минсвязи выпустило    28 апреля 1963 года, но  посвящена  она  была  Новому году.   Дед Мороз и юный Новый год вертят скакалку, через которую весело прыгает Снеговик. За прыжками наблюдают заяц и Буратино, рядом с которыми Дед положил мешок с новогодними подарками.  «Открытки Зарубина  знала и покупала   вся страна, хотя не все обращали внимание на надпись с его фамилией на обороте, — говорит Ольга Антоновна.  – А сам художник, отвечая на вопрос, что же является главным в его творчестве,   ответил так: «Рисуя конверты и открытки с моими зверюшками, надеюсь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее».  

«Привет с фронта!» 

Новый год в России давно уже отмечают с размахом. Но так было не всегда. После революции он, как и Рождество и связанные с ним открытки,  были под запретом. Зато печатали открытки, которыми граждане новой страны должны были поздравлять друг друга с очередной годовщиной  Октябрьской революции. Но популярностью они не пользовались. «По некоторым сведениям, первая советская новогодняя открытка была напечатана лишь в 1939 году, — говорит О.А. Свойкина. — К сожалению, мало кто ее видел, и у меня ее тоже нет.  Основным сюжетом довоенных открыток были Кремлевские звезды и куранты». 

Новогодние открытки  выпускали и  в годы   Великой Отечественной войны. И даже больше, чем  до войны.  Это, считает Ольга Антоновна, можно объяснить тем, что новогодняя открытка стала в годы войны  средством поддержать бойцов и остающихся в тылу людей.  На фронт шли открытки с надписями: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» А с фронта  в тыл —  «Новогодний привет с фронта!» или «С новыми производственными победами! С Новым годом!» Дедом  Морозом были  воин в овчинном тулупе и шапке-ушанке со звездой,  матрос  в  тельняшке и бескозырке.  И уже в конце вой­ны из Европы, освобожденной от фашизма, советские солдаты и офицеры стали присылать   родным невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки в великолепном исполнении.  

Без цензуры – никак! 

Почти сразу после вой­ны новогодние открытки в СССР исчезли. Возродили их  в 1953 году. Партийное руководство решило, что нужно наладить производство собственной «идеологически выдержанной» продукции,  чтобы противостоять наплыву «буржуазной заразы». В период  «оттепели» в открытки пришли замечательные художники, которые и создали всеми любимые образы. Появились Дед Мороз и Снегурочка, лесные животные, Кремлевские куранты.  Все открытки  проходили цензуру, и их ассортимент постоянно расширялся. Возвращались открытки со сказочными сюжетами. Большой популярностью пользовались изображения счастливых советских детей. Это было время индустриального прорыва, освоения целинных земель и новостроек,  поэтому  на открытках изображали    достижения  прогресса и результаты труда.   Освоение Севера отражено в  открытках с пингвинами, детьми в   одежде северных  народов.  Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 1960-х годах. Тогда Дед Мороз начал летать на ракете.      Его изображали и катающимся    на коньках, что можно назвать пропагандой здорового образа жизни.    На рубеже 1960-х — 1970-х годов на новогодних  открытках появляется чудо научно-технического прогресса – телевизор. Деда Мороза начали рисовать с транзистором в руках, говорящим по телефону и даже рассматривающим  в телескоп ночное небо. В 1970-х годах было   много новогодних открыток с изображением символов  государственной власти: красной звезды,  флага, серпа и молота, Спасской башни  Кремля  в композиции с елками или ветками.   

Рассказывая о новогодних открытках советского периода, Ольга Свойкина вспомнила и о времени, когда  в России   впервые появились рождественские открытки. «Было это в 1795 году,  —  говорит она. — Чаще всего их привозили из Европы. В  России поздравительные карточки тоже  печатали, но очень мало. Столицей   открыток считалась Германия, в нескольких  городах которой  по 2-3 фабрики   печатали ежедневно  по шесть тысяч штук      красочных миниатюр  для  всего мира». 

С появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки уходит в историю. Да и почтальон, которого еще недавно  все так ждали, вместо писем, газет и открыток приносит теперь в наши дома банки консервов, кроссовки и прочий ширпотреб.  Все это навевает  ностальгию о старых новогодних открытках. Ведь в них было так много  не только  очарования и прелести, но и человеческого тепла, которым мы и в зимнюю стужу согревали друг друга перед новогодними праздниками. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости