17.9 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Как я была сельской учительницей

Наверное, самый памятный и яркий момент в жизни будущего педагога – это первые настоящие уроки в школе. Когда один на один остаешься с классом, когда твою работу оценивает не экзаменационная комиссия, а умные, смелые, современные детки, которым палец в рот не клади, каждое слово контролируют, каждый шаг. Это вам не теория, это ПРАКТИКА. Во всей своей сложности и простоте. 

Вы кто? 
Утро прошло в сборах в родную школу, начинается учебная практика. Теперь я должна предстать в новом для себя амплуа — педагог. Этот волнующий и трепетный момент, когда приходишь туда, где из тебя делали человека целых 11 лет. Тот же технический персонал, который гонял нас, когда мы озоровали на переменках, те же родные учителя, которые вкладывали в нас знания. 

Первое, что я сделала, — пошла в свой класс. За мной направилась работница столовой. 
— Вы кто? 
— Я — Олеся, училась тут. Пришла на практику. 
Сначала не узнали — не признали, а потом с горящими глазами смотрели на бывшую активистку школы. Меня окружила толпа учителей с вопросами: «Как дела? Где-то работаешь? Университет заканчиваешь?» 
— Последний курс. Творю в «Известиях Мордовии». 
— Горжусь тобой! – обрадовалась Прасковья Анатольевна, редактор школьной газеты, где я была долгое время корреспондентом. 
 
Знакомство с маленькими озорниками 

Вот она — заветная дверь к директору, которая была, как врата ада, для учеников. Но я иду туда, чтобы узнать какой класс мне достанется. Мельком услышав про 4-й класс — «бешеные», без сомнений решила, что мне надо туда. Попросила, директор сначала отговаривал, но потом согласился. 

Открываю дверь. Меня встречают 9 пар внимательных глаз. Их классная руководительница представила меня как Олесю Николаевну. «Теперь всё серьезно, с отчеством», — были мои первые мысли. 

Села тихонько в уголке, чтобы понаблюдать за учебным процессом. А они с меня глаз не сводят, с любопытством рассматривают. По именам сразу всех запомнила, класс маленький, не как в городских школах по 25 человек. 

После урока ребята начали подходить ко мне, присматриваются, задают вопросы, для них я чужой человек. Настороженно относятся ко мне ребята, но духом я не упала, у меня еще есть время, чтобы стать для них авторитетом. 
 
Первый день молодого практиканта 
Пришла пораньше, полночи не спала, готовилась к урокам. Тут в класс влетает Максим, за ним Никита и я вижу на их лицах удивление. 
— А Вы у нас будете уроки вести? 
— Буду, — отвечаю с улыбкой и надеждой на хорошее поведение. 
То ли для профилактики, то ли для поддержки начинающего педагога на первый урок пришёл директор. Он провёл с ребятами воспитательную беседу на тему поведения, что не делали раньше ни в одной школе. Это вселило уверенность. Справлюсь. Не пропаду. 
Первые занятия провела дрожащим голосом, с трясущимися руками. Что это «бешеный» класс, у меня сомнений не осталось. Но, несмотря на проблемы с дисциплиной, ребята очень умные и способные. К счастью, у меня сложились хорошие отношения с Татьяной Александровной, классной руководительницей теперь уже «моих» детей. Она направляла меня в нужное русло и давала дельные советы. 
 
Время перемен 
— А у нас учительница молодая пришла, Олеся Николаевна. Хорошая такая! – слышно в кабинете из коридора. 
Не буду скрывать, приятно это слышать. Делаю вывод, что самыми активными дети бывают на уроках математики и русского языка. Значит, предметы нравятся, значит, объясняю все правильно, дети быстро и без подсказок отвечают на мои вопросы. 

А вот перемены бурно проходят. Ни одна перемена не обошлась без скандала. Шум, гам, обиды. Кто-то кого-то задел, толкнул, бросил книгу. Ссоры у одноклассников долго не длились. Примиряет общее дело, например, мел спрятать, чтобы учитель не писал на доске. Или дернуть Машу за косичку, привлекая к себе её внимание. 

Хочется поругаться на них, но понимаю, что была такой же в их возрасте, и сменяю строгость на широкую улыбку. 

Самое яркое событие для ребят – хорошая оценка и похвала. Дети очень эмоционально реагируют на добрые слова. Катя всю перемену хвалилась одноклассникам надписью «Молодец!» в тетради.Радовались и обычному «Умничка!», «Какой ты самостоятельный!» и любимая фраза: «Садись, пять!» 
 
Всё хорошее когда-нибудь заканчивается 
Подходит к концу вторая неделя практики, впереди еще есть время научить учеников 4-го «бешеного» класса и по¬учиться у них. Но за это время мы освоили науку ходить строем, уважать свое время и время учителя, слушать и прислушиваться к просьбам. Изучили много новых тем и хорошо провели время за уроками. Понимаю, что расставаться грустно… 

Но вместе с тем понимаю, что мне есть за что благодарить моих веселых, шумных, активных детей. Встреча с ними дала понять, тот ли путь ты выбрала, готова ли посвятить жизнь школе, детям. И чтобы завоевать их любовь и уважение, нужно быть находчивым, активным, с новыми идеями, методами воспитания. 

Олеся МАКСИМОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости