Школьные уроки позади – и Таня мчится домой. Её манит не обед и не игры, а тихий стук спиц и завораживающее движение рук матери. Та, склонившись над работой, выводит знакомый узор – петелька за петелькой, и вот уже ясно: это будут варежки.
«До сих пор помню, как мама вечерами сидела у лампы. Вязала чулки и варежки, а я гордилась: не у всех были цветные чулки, я была самой модной!» — вспоминает Татьяна.
Сегодня Татьяна Ершкова — сама хранительница промысла. Для неё семицветки — это не просто яркая одежда. Это живая связь времён: из рук бабушки – к маме, от мамы – к дочери. Более четырёх столетий эта нить не прерывается.
От монохрома к цвету
Давным- давно семицветки выглядели совсем иначе. Их вязали из белой и чёрной пряжи, а ассортимент ограничивался чулками и варежками. Но 120 лет назад в Мордовию кто-то завез анилиновые краски. История цвета начиналась так: мастерицы привозили из столицы драгоценные баночки с красителями, делились с соседками, те – с подругами. Так, по крупицам, семицветки обретали яркие оттенки.
Рецепт приготовления пестрой пряжи не так уж и прост. Перед покраской мотки отстирывали в реке с песком. После окраски анилиновыми красителями клали пряжу в чугун с кислым хлебным квасом и томили в печи для закрепления цвета, только потом полоскали в проточной воде. Конечно, использовали и природные красители, такие как луковая шелуха, сок свеклы, листья березы, зверобой, но они не могли конкурировать с яркими оттенками анилинового красителя. И до сих пор некоторые теньгушевские мастерицы окрашивают пряжу по старинному рецепту.
Носили разноцветные чулки только по праздникам или вязали на продажу, а в обычной жизни продолжали надевать черно-белые.
Иван Грозный носил теньгушевские семицветки?
Традиционно в вязании использовали семь основных цветов: алый, зелёный, лимонный, жёлтый, огненный, голубой (или синий), при этом основа чаще выполнялась в ярко-розовом (фуксия). Со временем мастерицы начали смешивать оттенки, расширяя палитру, но неизменно сохраняли два правила: во-первых, количество цветов оставалось неизменным, во-вторых, неизменный и узнаваемый орнамент. Каждый узор — это своеобразный рассказ о земле и людях. «Дорога» хранит память о пути, связывавшем Москву и Казань, по которому когда-то шли войска Ивана Грозного. «Листочки» служат знаком лесных богатств края. «Зёрнышки» — дань земледельческим традициям местных жителей, «пилочки» отсылают к лесной промышленности села, «самоварчики» символизируют гостеприимство жителей. А «фонарики» воплощают образ добрых и приветливых людей.
«А носил ли Иван Грозный теньгушевские семицветки?» — задаёмся мы вопросом, разглядывая народные изделия.
Историки не нашли подтверждений, что царский гардероб включал эти вязаные изделия. Но воображение легко рисует картину: вот Иван Грозный — в суровый поход на Казань, а на ногах и руках тёплые узорчатые семицветки, согревающие в дороге.
Там, где рождается теньгушевская семицветка
В 2018 году в стенах Центральной районной библиотеки зародилась необычная творческая община – клуб по рукоделию «Теньгушевская семицветка». Здесь собираются женщины, девушки и девочки, чтобы вместе вязать, общаться, делиться новостями и теплом душевных разговоров.
Особенность местных мастериц – в их памяти, они обходятся без схем и описаний. Знают наизусть, сколько петель нужно провязать, в каком месте сменить нить, как вывести узор. В их руках спицы словно оживают, превращая простую пряжу в произведения народного искусства.
«Признаться честно, это успокаивает после тяжёлого трудового дня. Сидишь, вяжешь, петелька за петелькой, и думаешь только о том, какая красивая варежка получится. А может, довяжу шарфик», — поделилась Татьяна Ершкова.
Какие изделия здесь только не увидишь, аж дух захватывает! Варежки с рисунком под гжель, а вот вместо листочков на шарфе появились лисички. Шапки с помпонами, высокие гетры, и всё красивое, всё пестрое!
Оказалось, что не все участницы знакомы с теньгушевской семицветкой с детства, некоторые приходят к этому искусству уже во взрослом возрасте. Так, Валентина Гирченко родилась в Нижегородской области. Её жизнь переменилась, когда она познакомилась с будущим мужем Сергеем, уроженцем Теньгушева. В 90-х годах семья переехала на родину супруга, и Валентина впервые увидела, как местные мастерицы ловко управляются со спицами, создавая удивительные вещи. Вдохновлённая мастерством, она решила научиться вязать сама.
«Навык у меня уже был, вязать я люблю. Местные девушки показали мне схему, пригласили к себе. Конечно, не сразу всё получилось, но я твёрдо сказала: «Всё равно научусь», и научилась. Иногда, конечно, поглядываю на листок с заметками, но в целом всё выходит», — поделилась Валентина Гирченко.
От родного села – к мировым просторам
Слава о теньгушевских семицветках давно перешагнула границы малой родины. Местные мастерицы с гордостью рассказывают: их изделия востребованы не только в Мордовии, заказы поступают со всей России, а порой и из- за рубежа.
Однажды к ним пришла девушка с необычной просьбой: ей срочно нужны были варежки, знакомые из Китая буквально «выписали» их из Теньгушева. Был и другой случай: женщина заказала комплект изделий для дочери, которая живёт в Норвегии.
Но не только рядовые покупатели ценят традиционное мастерство. Яркие и тёплые изделия находят своих почитателей и среди известных личностей. Так, зимой Глава Мордовии Артём Здунов нередко появляется на мероприятиях в теньгушевских варежках. Ещё один пример — директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, которая, имея мордовские корни, с удовольствием носит народные изделия.
Честно говоря, и нам этой зимой не помешали бы в гардеробе теплая шапка, стильные варежки или чулки от теньгушевских мастериц!



