Первая мировая война во многих своих проявлениях была первой: первая тотальная война, оказавшая колоссальное влияние на все сферы жизни общества, первое применение боевой авиации, первые танки, первое применение химического оружия. Тогда же в лексиконе впервые появились такие понятия, как «беженство» и «беженцы», которых мы не найдем ни в одном из российских довоенных энциклопедических словарей.
На восток
Беженство породило масштабные социальные последствия для всего общества: проблемы обустройства больших масс людей в местах временного размещения, социальной и психологической адаптации, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности. Все эти проблемы в полной мере коснулись и Российской империи. По разным оценкам, к 1917 году в Российской империи беженцами стали от 5 до 7,5 млн. человек.
До весны 1915 года беженство оставалось локальной проблемой и носило, в основном, стихийный и немассовый характер: население прифронтовых территорий (его численность не превышала нескольких сотен тысяч человек) добровольно уходило на территории, расположенные вне зоны боевых действий, а после окончания боев, в большинстве своем, возвращалось в родные места.
Но военные неудачи 1915 года, «Великое отступление» русских войск на западном театре военных действий с потерей Галиции, Польши, Литвы, части Прибалтики и Белоруссии привело к массовому исходу жителей утраченных территорий. И это уже был многомиллионный поток.
Массовое прибытие беженцев в тыловые губернии Российской империи началось в июле — августе и в основном завершилось к декабрю 1915 года, на восток было вывезено свыше 2 млн. человек.
«Татьянинский комитет»
Перед Российским государством и обществом встала задача обустройства этой огромной массы людей и организации системы «призрения»*. 14 сентября 1914 года было утверждено «Положение о Комитете Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий» (т.н. Татьянинский комитет). До августа 1915 года он оставался ведущим органом помощи беженцам, наделенным полномочиями по оказанию единовременной помощи всем лицам, оказавшимся в нужде вследствие бедствий, вызванных условиями военного времени, либо в местах их постоянного проживания, либо в местах временного пребывания, в которых они оказались по требованию гражданских или военных властей; по оказанию содействия в отправке беженцев в места их постоянного жительства; по трудоустройству трудоспособных и размещению нетрудоспособных в социальные учреждения (богодельни, приюты); по выдаче компенсаций за убытки, причиненные военными действиями.
В Пензенской губернии местное отделение «Татьянинского комитета» было открыто 1 августа 1915 года под председательством пензенского губернатора, камер-юнкер высочайшего двора А.А. Евреинова.
В Саранском уезде
Проведенный в мае 1915 года по призыву «Татьянинского комитета» «во всех городах и селениях» уличный вещевой и кружечный сбор добровольных пожертвований на нужды пострадавших от военных действий позволил собрать 2,2 млн. рублей, а в сентябре под патронажем «Татьянинского комитета» начался сбор продовольствия для беженцев «Ковш зерна нового урожая». В Саранском уезде в первый раз сбор был проведен в ноябре 1915 года – сотни пудов зерна и несколько тысяч рублей были переданы наиболее нуждающимся беженцам. И на протяжении всей войны уездная общественность проводила разнообразные мероприятия в поддержку беженцев. Так, в январе 1916 года благотворительным кружком Саранского 234 пехотного запасного батальона было переведено в пользу «Татьянинского комитета» 32 рубля 70 копеек, в феврале саранский торговый дом Я.В. Кербицкова пожертвовал золотые и серебряные изделия, для реализации которых была организована лотерея с передачей вырученных средств на нужды беженцев.
Но уже осенью 1915 года стало понятно, что только усилиями общественных организаций с проблемами беженцев не справиться и после утверждения 30 августа 1915 г. Николаем II «Закона об обеспечении нужд беженцев», начинается формирование государственно-общественной системы по обеспечению нужд всей массы вынужденных мигрантов. В составе МВД было образовано специальное управление – Отдел по устройству беженцев во главе с бывшим членом Государственного Совета А.И. Тышкевичем. По всей стране начинается формирование его местных органов.
В Пензенской губернии губернский комитет помощи беженцам при губернской земской управе был учрежден в начале октября 1915 года, во главе с председателем губернской земской управы князем Л.Н. Кугушевым.
Сбор пожертвований
Во всех уездах и городах, вошедших в состав современной Мордовии, также были образованы постоянно действующие комитеты помощи беженцам при земских и городских управах. В Саранске уездный комитет помощи беженцам при уездной земской управе был учрежден 23 октября 1915 года. Председателем правления комитета был избран глава уездной земской управы Б.И. Обухов, товарищами председателя – П.В. Розалиев, И.Г. Воловицкий, секретарем – М.К. Лозов, казначеем – П.И. Горшунов. В состав комитета вошли известные представители земской, городской и кооперативной общественности: А.А.Панчулидзев, Н.И. Тутенков, А.Ф. Ионов, М.И. Минина, М.Н. Ушакова, С.М. Поляков, К.Р.Зимин, Я.П. Трубчиков, В.И. Карабанович, А.А. Диалектов, П.Ф. Тараскин и В.И. Еремин.
Во всех волостях уезда учреждались волостные комитеты помощи беженцам, чаще всего на базе разнообразных кооперативных обществ (потребительских, кредитных и др.).
Еще 23 августа 1915 года в Саранском уезде был учрежден Саранский кооперативный комитет, определивший в качестве главных направлений своей деятельности размещение беженцев, их трудоустройство, распределение пайкового содержания, обеспечение нуждающихся предметами первой необходимости, оказание помощи детям беженцев в получении образования и лечения, предоставление медицинской помощи. Ответственным за данное направление был назначен член уездного комитета по призрению беженцев К.Р. Зимин. И первым мероприятием комитета стала организация сбора пожертвований при всех кооперативах уезда «…как деньгами, так равно вещами и зерновыми продуктами».
Всего к концу 1915 года в Саранском уезде было создано 15 волостных и сельских комитетов по призрению беженцев, в состав которых входили представители крестьянского самоуправления и сельской интеллигенции (священники, учителя, библиотекари): Подлесно-Тавлинский, Атемарский, Арх.-Голицинский, Пятинский, Салминский, Мокшалейский, Мало-Березниковский, Ермоловский, Семилейский, Козловский, Макаровский, Ново-Михайловский, Протасовский, Ивановский и Смольковский.
Во главе комитетов в сельской местности, как правило, стояли священники (80 %) или руководители органов крестьянского самоуправления. В качестве примера можно привести состав комитета села Малые Березники: председатель – священник М. Владикинский; казначей – псаломщик Н. Номофилов; секретарь – учительница А. Быстровская; члены – учительница А. Торчинова, крестьяне А.Макаров, А.Федянин, В.Демидов, П. Рябкин.
Первые партии беженцев из прифронтовой полосы начали прибывать в уезд в конце лета 1915 года.
Виктор ШАБАЕВ, кандидат исторических наук.