13.4 C
Саранск
Вторник, 8 октября, 2024
spot_img

Как сын репрессированного священника развивал в СССР тяжелое машиностроение

Это третья публикация о членах семьи Матвеевых с корнями из мордовской глубинки. В январе этого года «Известия Мордовии» рассказали об удивительном человеке — Валентине Степановиче Матвееве. Знаменитый и за пределами СССР психолог, он разработал и успешно читал в Уральском госуниверситете курсы: «Методика эстетического воспитания», «Психология», «Физиология высшей нервной деятельности». Его лекции слушали не только студенты, но и психологи со всей страны, специально приезжая для этого в Свердловск. Валентин Матвеев был лично знаком и переписывался со знаменитым Вольфом Мессингом.

Старший сын

Валентин — второй сын в семье священника Степана Федоровича Матвеева (о нем «Известия Мордовии» рассказывали в предыдущей публикации) и его супруги Натальи Кондратьевны.

Гордостью родителей был и старший сын Евгений. Именно о нем сегодня наше повествование.

В 1938 году Евгений окончил в Свердловске Лесотехнический институт, и его направили работать на «Уралмашзавод». Десятилетие жизни Евгения Степановича связано именно с этим предприятием. Работал  расточником на координатных станках – сложнейшем по тем временам оборудовании. Был мастером, старшим матером, в годы Великой Отечественной войны — начальником цеха на основном производстве, который выпускал танки Т-34. А в 1948 году его перевели заместителем директора по производству на военный завод №800 в Ленинград. На этом предприятии он работал главным инженером.

«Мог ли я об этом мечтать?»

При непосредственном участии  Евгения Матвеева на заводе №800, который в дальнейшем был переименован в объединение «Звезда», были созданы и поставлены на конвейер быстроходные дизели высокой мощности для ВМФ — подводных лодок и надводных кораблей, которые и сегодня не имеют аналогов в мире. За внедренные на этом предприятии в производство разработки Е.С. Матвееву было присвоено звание Лауреата Ленинской премии. В СССР это была самая высокая награда. «Мог ли мечтать об этом мальчишка из мордовского села, родившийся за год до революции, когда и машину-то было увидеть в диковинку!» — напишет он о себе.

18 лет отдал Евгений Степанович заводу №800. В 1969 году он стал заместителем министра тяжелого машиностроения СССР, и в его руках было уже все транспортное машиностроение огромной страны, которое производило тепловозы, вагоны, путевые машины. Под началом Матвеева происходила техническая революция на железнодорожном транспорте. В его бытность заместителем министра были сняты с производства паровозы, и все железнодорожные перевозки в СССР переведены на тепловозную тягу. Создавались модификации тепловозов для эксплуатации не только на отечественных, но и европейских железных дорогах. В 1975 году на железных дорогах ГДР, Польши, Чехословакии и Венгрии было уже 3500 тепловозов, построенных в СССР. Два ордена ГДР и орден Польши стали наградами Е.С. Матвееву за эту работу.

Из Минтяжмаша СССР Евгений Степанович ушел в 68 лет по состоянию здоровья, но продолжал работать на других должностях до 76 лет. Среди его наград за разработку новых машин и внедрение их в практику — два ордена Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, медали. Сейчас таких наград уже нет, их отменили. Но осталось и в наши дни уважение к труду, инициативе, к плодотворно применяемой грамотности и  служению своему делу. Профессионализм и деловитость будут всегда востребованы, и в этом был убежден Е.С. Матвеев, который сам уважал людей и старался привить это своим детям. Его сын Михаил окончил Военно-морское инженерное училище, инженер-капитан 2-го ранга, кандидат технических наук. 7 лет ходил на военном корабле, после чего перешел на преподавательскую работу в институт ВМФ в Санкт-Петербурге. Дочь Елена окончила исторический факультет университета, ее муж – кандидат юридических наук, сын известного кинорежиссера Льва Кулиджанова.

Уходить с завода отказался

Но вернемся в довоенный Свердловск. На «Уралмашзаводе» в те годы работало 70 тысяч человек, из которых 10 тысяч – комсомольцы. Матвеева выбрали первым секретарем комитета комсомола завода. Новая должность предполагала перевод в штат райкома комсомола, а это означало, что нужно оставить работу на предприятии. Евгений Степанович уходить с завода отказался. За что был исключен из комсомола и переведен в рядовые технологи. Но через полгода его назначили зам­начальника механического цеха, и в этой должности он, беспартийный, проработал всю войну. В партию, несмотря на то, что исключенных из комсомола почти не принимали, Матвеева в 1946 году приняли.

Отзвук из прошлого

Случай с исключением его из комсомола припомнили Матвееву уже в 1952 году. Тогда в Ленинградский обком партии пришло письмо из Свердловска. Автор его рассказал, что на большом оборонном заводе заместителем директора работает сын репрессированного священника, и он скрывает свое социальное происхождение. Аноним настаивал, что его нужно снять с работы и исключить из партии.

— Речь шла о Евгении Степановиче, — впоминает родственница Матвеевых Валентина Молодовская. — Письмо зачитали на партийном собрании завода, которое этих предложений не поддержало. Райком партии объявил Евгению Степановичу выговор. А социальное положение Евгения Степановича перестало волновать коллектив еще раньше. Людям было важнее, что завод, во многим благодаря Матвееву, быстро развивался и осваивал новые машины и технологии.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости