«Скоро, скоро Троица, зеленым лес покроется. Скоро миленький приедет, сердце успокоится». Раньше эту частушку сельские певуньи распевали перед праздником Святой Троицы. Сейчас этот великий православный праздник в основном ассоциируется с божественной литургией, а когда-то это была пора всенародных гуляний. В советское время, надо отметить, традиции эти тоже сохранялись, пусть и в других формах, вперемежку с маевками, торжественными речами и самодеятельными концертами.
«Акша келу»
Что интересно, праздник этот в каждой местности имел свои особенности. Но была и общая черта – Троица всегда отмечалась на природе: в лесу, на лугу, на берегах водоемов. В это время заканчивались посевные работы в поле и на огородах, заканчивалась весна. Предки наши об эту пору провожали весну, встречали лето, молились богам, прося у них богатого урожая. В русских селах раньше отмечали Семик, в мордовских — «Кизэнь вастома» — встречу лета. В некоторых селах чествовали березу. С древности считается, что береза счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. В Мордовии, кстати, праздник этот возродился. «Акша келу» («Белая береза») — торжество республиканского масштаба, которое проходит в Зубово-Полянском районе. На правом берегу реки Вад по давней традиции в этот день с раннего утра начинают собираться женщины в праздничных национальных костюмах. И вот уже льются старинные песни, восхваляющие солнце, родную землю, белую березу. В языческие времена тут проводили моления, просили у богов здоровье и урожайный год. В это время наступал ответственный период и для девушек на выданье. Они плели венки и кидали их в воду. По тому, куда поплывет венок, гадали о своей судьбе, о замужестве. Каково было огорчение, если он зацепится за водоросли. Нечего было и гадать о суженом в этот год.
Пермиси
Жители села Пермиси Большеберезниковского района отмечали этот праздник всегда, отмечают и в наши дни.
«Конечно, сейчас всё по-другому, нет той радости, легкости. Раньше на Троицу все шли в лес, на просеке собирались жители нескольких соседних сел, — рассказывает об обычаях своего села Мария Ефимовна Ларькина. — Сколько было шума и веселья, не передать. Пожилые люди сидели отдельно, у них были свои разговоры, воспоминания, пели свои старинные протяжные песни. Молодежь пела веселые, залихватские, особенно любили частушки. А уж плясали под гармошку до упаду! У детей была своя компания. Те бегали, резвились, играли в клек, лапту. Мужчины мерились силой. Праздновали два дня. Гулянья продолжались до ночи. Потом мода пошла ходить на озеро Инерка. Народ располагался вдоль берега. Так же пели-плясали. Конечно, приносили угощенья из дома: брагу, пироги. Варили на костре сытный, наваристый суп. Мясо выделял колхоз. Появилось и новшество. На берегу Инерки уже были отстроены дома отдыха, турбаза. Молодежь брала оттуда лодки, катамараны. Всех по очереди катали по озеру. У нас обязательно на Троицу плели шляпы-венки из кленовых листьев, а кленовыми ветками наряжали окна и ворота домов».
Качелай
В Кочкуровском районе в селе Качелай праздник имел свои отличия. Об этом нам поведала Нина Ивановна Старкина, которая всю жизнь живет в родном селе: «С утра собиралась сельская молодежь. Выбирали пару: двух девушек или девушку и парня. Их наряжали — с головы до ног увешивали кленовыми листьями. Остальные брали в руки корзины. И все гурьбой с песнями шли по селу, останавливаясь перед каждым домом. С благопожеланиями вся компания обращалась к хозяевам, а те в благодарность выносили угощения. Так стряпни, яиц, разносолов набиралось несколько корзин. Пройдя все село, весельчаки на улице накрывали огромный праздничный стол. Гуляли и за селом, любимое место было на поляне Лашмо латко. Было очень весело. Этот и другие обычаи проводились на Троицу. Я их помню с раннего детства».
Урусово
Необычный обряд на Троицу проходит в селе Урусово Ардатовского района. Называется он «Окликание невест» — «Одирьвань ютамо». Молодые девушки, которые вышли замуж в течение года после минувшей Троицы, одевали лучшие наряды, украшали головы венками и проходили по селу. Из каждого дома выходили люди посмотреть на красавиц и угостить их вкусностями. Многие присоединялись к шествию и все вместе с песнями под гармошку шли к пруду. Здесь молодухи бросали венки в воду. «Объёмные венки в два-три ряда делали раньше мастерицы, — вспоминает жительница Урусова Екатерина Ивановна Моторкина, — делали розы, тюльпаны из цветной гофрированной бумаги. Помню, и сама шла по селу. В руки брали узелки, куда складывали угощения. В мое время молодости желанным и вкусным гостинцем было яичко. Так обрадуешься, что и не выразить. Ведь в семье мужа жилось не так легко, как среди своих. Самые хорошие подношения были, конечно, от родственников».
Оркино
Мордва, живущая в других регионах, тоже сохранила много любопытного. Так, в селе Оркино Саратовской области отмечают праздник Балтай и чествуют хозяина леса – медведя.