В Ковылкинском филиале МГУ им. Н.П.Огарева состоялась VII межрегиональная научно-практическая конференция «Араповские чтения». Столь представительный научный форум был посвящен памяти выдающегося нашего земляка Ивана Андреевича Арапова, внесшего значительный клад в развитие нашего края на рубеже 19 и 20 веков. В фойе всех приглашенных встречали душевной «исторической миниатюрой» студент 1 курса Андрей Мельцаев в роли Ивана Арапова и студентка 3 курса Ангелина Шамотава в роли его «супруги».
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}
Всех собравшихся приветствовали президент МГУ им. Н.П.Огарева Николай Макаркин и глава Ковылкинского района Николай Комусов. Конференция началась с награждения победителей муниципального конкурса творческих, проектных и исследовательских работ «Патриотическое воспитание молодежи» среди учащихся средних профессиональных и общеобразовательных учреждений.
Решением депутатов города Ковылкина за огромный вклад в экономическое развитие нашего края И.А.Арапову несколько лет назад было присвоено звание «Почетный житель города Ковылкино».
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}
Иван Андреевич был человеком состоятельным, с дальновидным умом и большими планами. Он всячески старался превратить свои земли в крупный торгово-промышленный центр всего Поволжья. Большие доходы помещику Арапову приносило сельское хозяйство и животноводство. Произведенную продукцию Арапов отправлял гужевым и водным транспортными путями. Мокша в те времена была доступна для больших барж. Однако железная дорога нужна была как воздух.
Иван Арапов некоторое время возглавлял министерство сельского хозяйства Российской империи, был помощником военного министра, имел звание генерал-лейтенанта. У него были близкие люди при царском дворе, которые помогли изменить первоначальный проект, составленный владельцем железной дороги Мекком.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}
По изначальному проекту железная дорога не прошла бы через имение Араповых, а обошла его стороной на город Спасск (ныне Бедно — Демьяновск). Еще неизвестно, как бы потом пошло развитие Мордовии без железной дороги! А Арапову удалось еще и извлечь прибыль из удачно заключенной сделки, он отдал под железную дорогу неплодородные песчаные земли. Но главное — железная дорога пролегла через поместье Арапова в 1892 году. Железнодорожную станцию назвали «Арапово» в честь Ивана Андреевича Арапова. В 1893 году станция приняла первый поезд.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}
Сейчас в Ковылкинском районе идет активная работа по возвращению доброго имени Ивана Арапова на родную землю. Вот уже в седьмой раз с большим успехом проводятся «Араповские чтения», ведутся активные работы по сбору средств на оборудования музея именитому земляку.
…В 1919 году Арапово переименовали в Ковылкино. Кто же такой, Степан Ковылкин? С 15 лет активный революционер: распространял нелегальную литературу и прокламации. Неоднократно бывал в ссылках, сидел в тюрьмах. Станцию назвали в честь 22-летнего большевика! После революции Ковылкин был членом коллегии ВЧК, начальником ряда отделений железной дороги. С 1932 года был членом Всесоюзного общества старых большевиков. Арестован в 1937 году и приговорен к высшей мере наказания. В июле 1956 года был реабилитирован.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 5}
Комиссар Ковылкин в Мордовии не бывал, его коммисаровская деятельность не имеет абсолютно никакого отношения к нашей республике.
«Любой здравомыслящий человек сочтет необходимым устранить несоответствие в названии станции и города во имя утверждения исторической справедливости», — отметил по итогам «Араповских чтений» Николай Петрович Макаркин.
Олег КОРЧИГАНОВ
А в это время:
Волонтеры «ИМ» на улицах Ковылкина провели соцопрос среди 100 жителей города. На вопрос о том, знают ли они о деятельности Ивана Арапова 85% ответили утвердительно. Однако, 60% затруднились рассказать о его деятельности, ограничившись словами «помещик», «военный», «построил ж/д станцию и конюшни».