Искусственный интеллект: не волшебство, а умный помощник

В Мордовской детской библиотеке состоялся большой «Урок цифры» для учеников средних классов городских школ № 9 и № 39. Тема урока актуальна как никогда — «Искусственный интеллект: не волшебство, а умный помощник».

«Наше мероприятие ориентировано на школьников, прежде всего на шестиклассников. Мы говорим об искусственном интеллекте, как об уже неотъемлемой части нашей жизни и новой реальности. Важно рассказывать об этом в школе: не только показать пользу ИИ для врачей и учёных, но и обсудить с детьми ответственность, критичное мышление и этику. Наша цель — воспитать не просто пользователей, а осознанных создателей цифрового будущего. Такие уроки обеспечивают безопасность в цифровой среде и помогают с профориентацией. Сегодня дети должны уметь отличать реальные материалы от сгенерированных, так называемых дипфейков. Важно научиться разумно использовать технологии — ведь за их применение каждый несёт личную ответственность», — рассказала о важности и актуальности данной темы спикер «Урока цифры» и аналитик НИОКР ГАУ РМ «Госинформ» Екатерина Шеянова.

Занятие началось с интерактивной игры. Школьникам в доступной форме объяснили принципы работы искусственного интеллекта. В процессе ребята узнали, как ИИ обрабатывает запросы, анализирует информацию и выдаёт результаты. Детям наглядно показали, что действия нейросети основаны на чётких алгоритмах и обработке больших массивов данных.

А как используют возможности искусственного интеллекта в разных сферах жизни? Учащимся рассказали, что так называемый ИИ уже помогает врачам анализировать медицинские снимки и разрабатывать схемы лечения. В сельском хозяйстве нейросети используют для прогнозирования урожая, контроля состояния посевов и оптимизации полива. На дорогах больших городов всё больше появляется беспилотных автомобилей. Да, это не шутка и не магия: встроенный ИИ распознаёт дорожные знаки, пешеходов и препятствия.

Кроме того, искусственный интеллект активно задействован в исследованиях, где присутствие человека сопряжено с риском для жизни — например, в глубоководных экспедициях или космических миссиях.

А вот о том, что ИИ генерирует новые изображения — школьники уже знают. Спикеры подробно объяснили, что так называемое «творчество» нейросетей на самом деле представляет собой сложную обработку тысяч существующих визуальных данных. В формате викторины и на конкретных примерах подросткам показали, как отличить произведение искусства, созданное человеком, от результата работы алгоритма.

В начале занятия многие ученики постеснялись рассказывать в присутствии учителей, что уже пробовали возможности искусственного интеллекта. Однако в разговоре с журналистами ребята охотно поделились, как используют ИИ в повседневной жизни.

Ученица 6‑го класса школы № 9 Вероника Кондрашина всерьёз увлеклась темой искусственного интеллекта. В свои 12 лет юная исследовательница уже пишет научную работу, в которой изучает, как нейросети создают новые сказки на основе уже существующих произведений. В качестве эксперимента Вероника предложила нейросети переработать известную сказку Александра Сергеевича Пушкина «Золотая рыбка». ИИ сохранил основную суть сюжета, но изменил название и образы героев.

«Я ещё не до конца доработала свою работу, но уже могу сказать: нейросети неплохо справляются, однако они не могут полностью заменить автора. Им не удаётся в полной мере передать эмоции и чувства или детально описать ситуацию», — рассказала Вероника Кондрашина.

Однако школьница обращает внимание на то, как сложно сегодня отличить оригинал от контента, созданного ИИ. Особенно это касается изображений и видео. Технологии достигли такого уровня реалистичности, что распознать «подделку» зачастую очень сложно, но всё же возможно: нейросети часто допускают мелкие ошибки — например, создают изображения с искажениями.

Валерия Сивер учится в 39‑й школе в 7‑м классе. Она поделилась своим взглядом на то, как можно распознать «руку» искусственного интеллекта в любом контенте. Школьница регулярно видит сгенерированные видео и изображения, но при этом уверена, что даже на фоне стремительного развития технологий человек способен отличить работу алгоритма от творчества реального автора.

«Нейросети порой рисуют что‑то криво: например, части тела, которые выглядят неправдоподобно, добавляют третьи руки и шестые пальцы. Ещё бывает очень сильный контраст между цветами — в реальной жизни такого нет. По этим признакам сразу можно понять, что это работа ИИ», — объясняет Валерия.

Семья Олеси Коротковой, ученицы 7 «Б» класса 39‑й школы, на личном примере убедилась, как легко можно стать жертвой интернет‑мошенников. Мама девочки получила от коллеги сообщение с ссылкой и просьбой помочь оплатить операцию для больного ребёнка. После перехода по ссылке у неё запросили реквизиты аккаунта. Тут же в мессенджере пришло уведомление о попытке входа — мама вовремя поняла, что это обман, и закрыла все вкладки. Её данные остались в безопасности.

«На „Уроках цифры“ рассказывают, как обезопасить себя в интернете. Говорят, что нельзя переходить по подозрительным ссылкам, отвечать незнакомцам и передавать реквизиты карт или аккаунтов», — делится Олеся Короткова.

Отметим, что «Уроки цифры» проходят в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и в рамках партийного проекта «Цифровая Россия».



Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img
spot_img

Последние новости