Эту структуру принято называть опорой третьей власти. Организационное, информационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности судов… Данные функции в Мордовии выполняет Управление судебного департамента. О результатах и перспективах модернизации — в интервью с руководителем ведомства Харисом Якуббаевым.
— Харис Шамильевич, чуть больше года Вы руководите Управлением Судебного департамента. Какие задачи перед Вами стояли при назначении на эту должность?
— Задача одна — организовать работу федеральных и мировых судов в городе и в районах, чтобы правосудие отправлялось в нормальных условиях. И мы стараемся делать все, что входит в наши обязанности. Это финансирование судов, обеспечение транспортом, оргтехникой. То есть содержанием всего, что находится внутри зданий и на прилегающих территориях, занимается Управление. Единственное, мы никаким образом не влияем на работу судей, когда они отправляют правосудие. Во всем остальном — архивы, делопроизводство, безопасность — работаем совместно.
Хотелось бы отметить, что за последние годы в части улучшения обслуживания и обеспечения судов многое изменилось. Например, мы поменяли очень много устаревшей оргтехники, которая затрудняла работу, — компьютеры зависали, памяти не хватало. На подходе — обновление серверов во всех судах. За прошлый год нам удалось приобрести четыре новых автомобиля. Это тоже очень важно и это результат нашей совместной работы с Председателем Верховного Суда Республики Мордовия Валерием Михайловичем Кияйкиным.
— Чего еще не хватает?
— Для отправления правосудия созданы хорошие условия, сделано многое, но всегда есть над чем работать, что улучшить и усовершенствовать. И в этом вопросе мы ощущаем поддержку федеральных структур и руководства республики. Глава Мордовии Артём Алексеевич Здунов уделяет большое внимание развитию судебной системы в регионе. Мы вместе дважды встречались с руководством Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Москве и представили дорожную карту по приведению в нормативное состояние всех судов республики. Эта дорожная карта была согласована. То есть подготовлены конкретные предложения, которые касаются финансирования со стороны Судебного департамента на конкретные работы. Нам обещали выделить средства, в том числе на обновление фасадов зданий судов, на капитальный ремонт, на новую технику. При этом республика не остается в стороне, региональный бюджет готов взять на себя расходы, связанные с благоустройством прилегающих территорий. Это очень важно, с этим согласилась и Москва. Исходя из этого, сейчас мы уже готовим документы на 2026 год. В них предусмотрено проведение выборочного капитального ремонта шести судов в Мордовии.
— Какие это суды?
— Планируем отремонтировать Октябрьский и Пролетарский районные суды в Саранске, намерены включить Ардатовский, Рузаевский, Инсарский районные суды и постоянное судебное присутствие в с.Б.Игнатово. Оставшиеся суды перенесем на 2027 год.
В этом списке нет Ленинского районного суда г.Саранска, поясню почему. Сейчас завершается ремонт второго здания Ленинского районного суда г.Саранска на улице Фурманова площадью 2000 квадратных метров. Всё финансирование на эти цели уже получено, даже лимиты следующего года нам выделены в текущем году.
Сейчас в здании практически все сделано, приступили к благоустройству территории, впереди еще оборудование автономной котельной. В обновленное помещение переедут судьи, которые рассматривают гражданские дела.
— Когда объект будет сдан?
— В первом полугодии 2026-го года введём здание в эксплуатацию. А уже потом, когда разгрузим основное здание Ленинского районного суда г.Саранска на улице Республиканской, подготовим ПСД и будем вести разговор о выделении средств на его капитальный ремонт.
— Ежегодно на судебных коллегиях одна из ключевых тем – деятельность мировых судей. Что удалось сделать для улучшения условий их работы?
— Важная тема. Опять же большое внимание ей уделяется со стороны руководства республики. За последние пять лет здесь сделано очень много. Стоит только вспомнить, в каких тяжелейших условиях в здании на улице Республиканской работали мировые судьи Октябрьского суда. В прошлом году их полностью перевели в отремонтированное помещение на Химмаше. Сейчас остались проблемы по Рузаевскому и Зубово-Полянскому районам, прорабатываем вопрос совместно с республикой. Я думаю, что на следующий год эти две темы тоже должны быть закрыты. Так, например, в дорожной карте, о которой я уже говорил, предусмотрено строительство нового здания для Зубово-Полянского районного суда. Соответственно, мировые судьи смогут занять освободившееся помещение. Надеюсь, что новое руководство Верховного суда России также все наши проекты поддержит.
— Как в районных судах Мордовии продвигается процесс перехода на электронный документооборот с ведомствами и участниками процессов?
— Скажем прямо, непросто. Некоторые суды в процентном отношении от бумажного документооборота уходят хорошо. Это, например, Лямбирский, Рузаевский, Чамзинский районные суды. Но по-прежнему есть те, кто к современной форме работы относится с недоверием. Опасаются, что электронный документооборот подведет, и это может сорвать судебное заседание.
Но мы проводим разъяснительную работу, если нужно выезжаем в районы, чтобы показать, как нужно работать с электронными документами. Результат есть, к концу года мы планируем увеличить электронный документооборот до пятидесяти процентов. А в следующем ставим задачу увеличить этот показатель до 85 процентов. Безусловно, современные возможности, в том числе через Госуслуги, ускоряют процесс получения информации и взаимодействия суда и сторон, как в уголовном, так и в гражданском и в административном делопроизводстве.
— Харис Шамильевич, актуальна ли для судебной системы кадровая проблема? Если да, то с чем связано и как она решается?
— Да, кадровая проблема существует и у нас, и решить ее полностью, наверное, невозможно. В нашей системе есть работники аппарата судов – это больше семисот человек. Большинство из них люди с юридическим образованием, федеральные и государственные служащие. Их зарплаты зависят от классного чина, стажа работы и других составляющих. Наверное, нам порой сложно конкурировать с предприятиями, которые сейчас активно повышают зарплаты. Поэтому вакансии существуют, но ситуация не критична.
Что касается судейского корпуса, то вакансии есть и здесь, но по другим причинам. Судьи, вырабатывая определенный стаж, выходят в почетную отставку, а чтобы принять человека на освободившееся место нужно около года. Стать судьей не так просто, отбор на подобные вакансии довольно серьезный, требования жесткие. Во-первых, на должность судьи могут претендовать только юристы со стажем работы не менее пяти лет в правовой сфере и не моложе двадцати пяти лет. Кроме того, нужно сдать квалификационный экзамен, выполнив сложные задания. Сдают его не все, а на пересдачу решается не каждый. Если же экзамен сдан, то для назначения на должность судьи должен быть подписан Указ Президента, но прежде кандидат должен пройти проверки.
Вот такой долгий путь нужно преодолеть, чтобы стать судьей, тем не менее желающие есть, в том числе среди молодежи. И я, пользуясь случаем, хотел бы сказать тем, кто сомневается: не стоит бояться, надо обязательно пробовать свои силы, выдвигать свою кандидатуру.



