20.1 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

«Главная награда — жизнь!»- считал прошедший три войны рядовой Андрей Щанкин

Медали за боевые заслуги и отвагу

Летом 1941 года 27-летнего уроженца ковылкинского села Новое Пшенево Андрея Щанкина, как и многих его односельчан, призвали в формировавшуюся на территории Мордовии 326-ю стрелковую дивизию.
К тому времени, он успел отслужить срочную армейскую службу, принимал участие в боях на озере Хасан и в финской кампании. Неграмотного деревенского парня Красная Армия научила не только сражаться с врагами. На специально организованных для солдат курсах ликбеза красноармеец Щанкин овладел навыками чтения, письма и счета. Домой он вернулся с медалью «За боевые заслуги» — так командование в 1938-ом оценило его вклад в победу над Квантунской дивизией. А еще привез трофейные японские часы.
На фронтах Великой Отечественной Щанкин выполнял обязанности связного оперативной части штаба полка. В 1943-ем, в ходе наступательной операции советских войск против немецкой танковой армии на территории Калужской области рядовой Щанкин проявил смелость и отвагу. «Несмотря на полученное ранение, долгое время оставался в строю, всегда в срок доставлял приказы и распоряжения, не считаясь с сильным огнем противника, и тем самым способствовал успешному выполнению заданий командования», — указано в документах о награждении красноармейца А.В. Щанкина медалью «За отвагу».
В июне 1944-го его комиссовали по причине ранения. А спустя сорок лет после Великой Победы Андрею Владимировичу вручили орден Отечественной войны I степени.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

Семейный локомотив

Демобилизовавшись, он вернулся в родное Новое Пшенево. Залечив раны, трудился сельским почтальоном. Это не считая прочих дел по дому и хозяйству. С женой Прасковьей Ивановной они растили пятерых детей. Правда, супруга Андрея Владимировича страдала ревматизмом, который буквально обездвижил ее.
— Всю семью тащил отец, словно локомотив большой состав, — вспоминает его сын Семён Андреевич. – Я ни разу не видел его праздно сидящим. В разговорах с однополчанином Александром Ильичом Абрамкиным оба сходились на том, что работающего человека сама смерть боится.
Кстати, познакомились они именно на фронте, хотя до войны жили в соседних сёлах. Старший сержант Абрамкин служил во взводе разведчиков с начала формирования полка. Но и после Победы их связывала настоящая дружба.
Как я позднее понял, большим подспорьем для нашей семьи была поддержка Ильича, работавшего кладовщиком в Кочелаевском хозяйстве. За ним лошадка закреплялась на круглый год, а это в послевоенное время считалось большой роскошью.
Чтобы прокормить жену и детей, Щанкин держал кур, различную живность, дававшую мясо, шерсть, молоко и т.д. Детей своих тоже приобщал к труду. Абрамкин обеспечивал друга тягловой силой, кормами для скотины…
— У нас в доме даже сепаратор с ручным приводом имелся, это считай, маленький заводик по переработке молока, — воспоминает сын Щанкина. — Со всего села нам несли молочко, а ты не ленись, крути ручку. Самогон – тоже ходовой продукт, если ещё учесть, что деньгами сельчан особо не баловали. В лавке брали исключительно керосин, спички, соль, сахар, одежку какую, конфетки-подушечки на праздники для детворы, инвентарь для хозяйства. И пасеку свою отец имел, качал мёд липовый и цветочный. Хлеб пекли сами, сами ткали холстину.

Есть такая профессия — Родину защищать

Вообще Щанкин-старший не любил рассказывать о военном прошлом. Но когда встречался с однополчанином Абрамкиным и пропускали по паре стопок самогона, начинали перебирать в памяти боевые эпизоды. Как откапывали друг друга после разрывов снарядов, как спасались в смертельно опасных ситуациях. Из тех разговоров сын запомнил, что однажды советские солдаты, атакуя противника, добрались до вражеского окопа. Там завязалась рукопашная. Щанкин увидел здоровенного «фрица», опрокинувшего ударом приклада Абрамкина. Щанкин опередил противника, воткнув во врага свой штык. Андрей Владимирович до последних дней не забывал своего фронтового товарища, сокрушался, что «Сашка рано ушел из жизни». Когда случалось в семье застолье, наливал две стопки, одну накрывал куском хлеба – для Сашки, выпивал водку стоя, садился и долго молчал…
Боевые награды фронтовика Щанкина хранились в жестяной банке из-под китайского чая, которая стояла в чистой избе на комоде. Когда сын-школьник приставал с расспросами: «А это за что?», «А это?..», Андрей Владимирович, объяснял:
— На войне, сынок, командиры отдают приказы, которые следует выполнять. Например, приказали занять высоту или населенный пункт. Там тоже солдаты, только вражеские, но у них другой приказ – отстоять, не сдавать. А тебе и твоим товарищам приходится наступать, идти в атаку. Он, враг, сидит в окопе, а ты свой окоп должен покинуть. Наконец, высоту взяли – задание выполнили, посчитали потери. А награды… они разные бывают. Я вот часто слышу — «театр боевых действий», и никак в моей голове театр с боевыми действиями не вяжется. И только один Господь, которому ты тайком помолился, знает концовку того кровавого «представления». Главная награда – жизнь! Да, ещё после удачного боя счастье – получить у походной кухни щедрую порцию дымящейся каши с тушенкой и кусок хлеба, кружку чая! Сейчас люди покупают лотерейные билеты. Выиграют машину – счастье. А на войне счастливый билет – жизнь! Я – самый счастливый человек, поскольку живой и с семьей. Это мои главные награды. Правда, нога одна перебита, но мы, инвалиды, как живые памятники войны. Миллионы полегли…Но все мы воевали за Великую Победу, за будущее. Вас у нас с матерью пятеро, и все учитесь.
— Я тогда понял,- признается Семён Андреевич, — какой ценой отцу достались награды, хотя он ни словом не обмолвился о храбрости, героизме, отваге.…
Щанкин-старший никогда не читал нотаций, не говорил пылких речей о патриотизме. Просто всей своей жизнью служил примером честности, трудолюбия, мужества и человеческого благородства.
И не случайно, оба его сына — Семён и Андрей — связали свою судьбу с профессий защитника Родины. Сейчас уже полковник в отставке Семён Андреевич Щанкин в 80-е исполнял офицерский долг в Афганистане, на Кипре, в Египте, Турции и Сирии. Подполковник Андрей Андреевич Щанкин в 90-е участвовал в ликвидации террористических бандформирований в Чеченской республике. Офицерскую династию теперь продолжают два внука фронтовика Андрея Щанкина.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости