20.1 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

Фермер из Теньгушева создает рабочие места для односельчан

В отличие от других районов республики,  в Теньгушевском осталось мало   сельхозпредприятий. Зато много крестьянско-фермерских хозяйств, и число их постоянно  растет.

Свои фермеры есть  и в селе Шокша. Это одно из самых крупных в районе сел, но при этом у местных жителей  большие проблемы с трудо­устройством. Не найдя  заработка у себя в селе, многие ищут  его  на стороне, чаще – в больших городах. Оттого и стоят  в Шокше пустыми красивые дома, в которые их хозяева приезжают издалека почти как гости.

В Москве хорошо, но дома лучше

И своего рода палочками — выручалочками стали для жителей Шокши крестьянско-фермерские хозяйства, одно из которых возглавляет Владимир Ащев. Работу в нем нашли  механизатор Михаил Апряткин, животновод  Ирина Бабина,  разнорабочая Оксана Козлова, ветврач Александр Брытиков, пастух Григорий Мальцев. Семь человек, которые составляют трудовой коллектив хозяйства, это, конечно, немного. Но у каждого, кто  работает в КФХ  Владимира Григорьевича, есть семья, а это уже несколько десятков человек, которым работа у фермера обеспечивает пусть и небольшой, но достаток   у себя в селе. Шокшинский рубль в сравнении с  московским  действительно весомее. Потому что  пока   человек  везет заработанное  в Москве семье, его рубль по приезду домой точно наполовину полегчает. К тому же, отхожий промысел вдали от дома  никак не способствует укреплению семейных уз.

Владимира Ащева вполне можно назвать родоначальником фермерского движения в  Теньгушеском районе. А изменить привычный уклад жизни колхозного механика заставили перемены, которых он и сам  не ждал. Как и во многих других местах, колхоз в Шокше приказал долго жить,  и  Ащеву пришлось  задуматься о том, где теперь приложить свои силы. Решил он попробовать себя в  фермерстве, которое еще до него привлекло в свои ряды нескольких односельчан. Правда, не всем по плечу  оказалась лямка.

Немногословный, Ащев не  любит  говорить о том, через какие трудности ему пришлось пройти. И особенно – о своих успехах, которых он, бесспорно, уже добился. Один из моих коллег-журналистов, рассказывая от Ащеве, отметил, что Владимир Григорьевич среди фермеров района —  в золотой середине. Своими делами  с высоких трибун не хвастается, хотя  и в отстающих никогда не значился. А если уж чего обещал – обязательно выполнит,  что задумал – того добьется.

Всегда вовремя  гасит денежные и товарные кредиты, а односельчанам, которые отдали ему в аренду свои земельные паи, еще  во время уборочной отдает за них зерно. Потому что убежден, что любое дело держится на доверии друг к  другу.

Помогло государство

В один из декабрьских дней мы тоже приезжали в Шокшу. Позвала в  дальнюю дорогу новость о том, что Владимир Ащев построил коровник, в котором после Нового года будет  держать дойное стадо. Условия для содержания скота и работы животноводов для Шокши  будут действительно до сих пор невиданные. Есть в помещении поилки для коров, кормовой стол, транспортер для удаления навоза. И, конечно, коров будут доить аппаратами, а молоко от них до отправки на переработку сливать в танк-холодильник.

Более сорока процентов вложенных в строительство коровника  средств – деньги самого фермера. Помогло Ащеву и государство, предоставив на реализацию его доброго начинания  более шести миллионов рублей  грантовых средств. Но для получения государственной поддержки  фермеру в Минсельхозпроде Мордовии нужно было  убедить членов конкурсной комиссии в том, что у него действительно серьезные намерения. Что строительство коровника – это на пользу не только самому себе, но и  во благо  села, района, республики. И ему поверили.

«Молоко – выручка каждый день»

Казалось бы,   что  удивительного в том, что фермер построил коровник? А дело в том, что  Владимир Григорьевич изначально выбирал в фермерстве  молочное, но через какое-то время ряд объективных причин заставили его поменять свой выбор  на мясное направление деятельности. Разведение мясного скота дело, конечно, менее затратное, но путь этот длительный. В лучшем случае, для откорма бычка потребуется минимум год, в течение которого фермер вынужден вкладывать  большие средства в корма и нести другие расходы, не получая все это время  никакой отдачи. И хорошо, когда деньги у него  для этого  есть. Другое дело —  молочное направление, которое при хорошей организации дела на ферме приносит денежную выручку каждый день. Тем более, что и цена молока сейчас вполне  приемлемая для тех, кто его производит.

— Когда я задумался о строительстве своей фермы, мне предложили типовой проект на содержание в нем  пятидесяти коров, — говорит фермер. – Но я подумал и решил, что такое поголовье – лишь для начала. Поэтому  скупиться не стал,   заказал проект  коровника на семьдесят коров.

Но возрождать  молочное производство фермер  начал с пятнадцати телочек. Искать для покупки поголовье, говорит Владимир Григорьевич, приходится повсюду. «Раньше, когда коров и у нас в Шокше держали практически  на каждом подворье, делать это было проще. Но все равно удается находить  молодняк от высокоудойных коров. Пусть и не всегда у себя в районе. Но  когда вопрос стоит о перспективах дела, о котором мечтал, заботы того стоят».

По двум направлениям

Возвращаясь  к молочному производству, Владимир Ащев не отказывается, однако, и от производства говядины. Он для себя сделал вывод, что лучше параллельно заниматься и мясным, и молочным животноводством.  Помнится, как уже более десяти лет назад  и у нас в Мордовии многие фермеры загорелись желанием производить  так называемое  «мраморное» мясо. Но начинание оказалось не таким легким, поэтому пыл у большинства быстро угас.  Зато Ащев  упрямо продолжает наращивать поголовье  КРС, которое является помесью быков специализированных мясных пород  и  местных коров. К условиям содержания бычки на откорме  неприхотливы, даже зимой лишь в лютые морозы заходят под крышу. «Откорм КРС у нас  отлажен, кормов для всего поголовья хватает, поэтому мясное животноводство буду развивать, — говорит фермер. – Но если с  реализацией молока проблем нет, то  мясо приходится продавать частникам. Потому что мясокомбинаты работают по новым ветеринарно-санитарным  правилам. Забивают выращенный  на своих базах скот,  а  бычка фермера не примут. Тем более, если   хочешь  продать всего одну, а не десять голов сразу».

Говядина говядине — рознь

Сказал фермер и о том, что сейчас цена на говядину, будь она от  животных специализированных мясных коров или доившихся много лет и выбракованных из стада коров, одинакова. Но ведь  качество-то у нее – разное! Вопрос о дифференцированной цене на говядину поднимает, кстати,  не только Ащев. Об этой проблеме  временно исполняющему обязанности  Главы Мордовии  Артёму  Здунову говорил недавно в Атяшеве  и фермер из села Батушево Михаил Кандрашкин. Будем ждать решения.

Валентин Пиняев

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости