«Почему наши программисты так ценятся на Западе? Ответ очевиден практически каждому!» — встречает меня заместитель декана факультета математики и информационных технологий МГУ им. Н.П.Огарева Евгений Гришанов. Впрочем, мы затронули не только эту тему. За час беседы успели оценить подготовку и уровень IT-специалистов, подтвердив золотое изречение: теория без практики – мертва, а практика без теории – слепа. Начали разговор с главного – как в небольшой республике подготовить айтишника, полностью готового к цифровой экономике?
— Сегодня бизнес и органы власти задают справедливый вопрос: готов ли студент сразу после вуза работать на предприятии? Ведь многие работодатели говорят: нет, не готовы и обвиняют систему образования в том, что она отстала от темпов развития реальной экономики и не дает выпускникам необходимых в реальной работе компетенций. Корень проблемы, на мой взгляд, в том, что наше образование присоединилось к Болонскому процессу без учета российской специфики и рынка труда.
Бакалавриат от традиционного для России специалитета отличатся тем, что в бакалавриате почти не осталось места для практики. Совершенно очевидно, что двух или даже четырех недель производственной практики совершенно недостаточно, тем более в сфере информационных технологий. Понимаете, выпускник высшего учебного заведения должен не просто работать по готовым инструкциям. Он должен решать проблему, что-то разрабатывать, анализировать, предлагать новаторские решения. А для этого нужен опыт.
— А этого опыта нет.
— Именно так! Да, есть вторая ступень, магистратура. Где есть возможность плотно работать с реальными задачами, развиваться как практикующий специалист. Однако магистратура по сравнению с бакалавриатом – в среднем около 50% бакалавриата. Что мы получаем – всего около половины молодых людей могут быть готовы с первого дня работы в реальной экономике без дополнительного «доучивания». Это неправильная и нехорошая ситуация.
— Как ее исправить?
— Когда начался переход на Болонскую систему, на нашем факультете была принята определенная стратегия. С 2005 года плотно контактировали с нашими выпускниками, кто активно работает на известных IT-предприятиях. Более того, на нас вышли «Лаборатория Касперского» и фирма «1С», предложили свое участие в образовательном процессе через стажировки и дополнительную подготовку наших преподавателей. Кроме того, нам удалось выйти на IT-подразделение «Росатома».
Сотрудничаем с IT-компаниями: «Симбирсофт», «Байтекс», «Эволента», «Инфомаксимум», «Кодмастерс» и другими. Наладили связи и теперь действуем, сочетая теорию в вузе и практику непосредственно на предприятиях. Огромный плюс в том, что нам понятно, какое программное обеспечение нужно, какие задачи важно решить. Студенты старших курсов успешно проходят стажировки, приглашаются на работу.
Плюс еще в том, что выпускник может выбирать свое направление: кому-то ведь интереснее создавать приложения, кому-то системное программное обеспечение, а кому-то искать ошибки в них. То есть взаимодействие учебного заведения и будущего работодателя – обязательное условие подготовки специалистов.
— Есть мнение, что язык программирования можно выучить за год или два. Для чего тогда учиться четыре года минимум?
— Да, можно выучить язык быстрее и даже написать код. Но чтобы решить задачу для реального бизнеса, этого недостаточно. Написание кода – это последняя стадия ее решения! Сначала вы должны понять, что нужно, затем построить математическую модель, предложить алгоритм. И лишь затем написать код, который превращается в программу.
— Поясните на конкретном примере.
— Московскому предприятию по пошиву одежды требовалось узнать, какие размеры и модели будут популярны в следующем сезоне, когда выгоднее купить ткани. На основе данных нужно было построить прогноз и математическую модель. В прошлом году наша магистрантка Мария Опритова выполнила эту задачу.
Мы смотрели прошлые тенденции, анализировали ситуацию с пандемией коронавируса. Она резко изменила структуру продаж, когда люди работали удаленно. Одно дело, когда вы покупаете одежду, чтобы ходить в магазин, и другое – когда нужен офисный стиль. Это разные сегменты, разные цены.
— Скажу, что это уже не математика…
— … и ошибетесь! Это тоже математика. Потому что произошел слом тренда из-за пандемии. И вы должны прописать алгоритм так, чтобы он учитывал эту тенденцию. Мария Опритова подготовила замечательную диссертацию по этой теме. Оказалось, что предложенный алгоритм понравился москвичам. И его, вы удивитесь, можно применять для сельского хозяйства.
— Как?
— Элементарно! Допустим, вы занимаетесь продажей куриных яиц. Вам нужно учитывать сезонность, праздники, Пасху, Новый год. Чтобы продать яйцо, вам сначала нужно вырастить курицу, регулярно кормить ее. Разработанная Марией аналитическая система все это учитывает и предлагает принимать управленческие решения заранее – на основе проведенного анализа больших данных. Кстати, в конкурсе программных проектов «1С-Предприятие» мы заняли с этой работой второе место в России.
Понятно, что наши студенты только учатся разработке программ и не гарантируют точные сроки и стопроцентное качество. Но без этого экономика не получит профессионального разработчика. Поэтому можно стать программистом только в одном случае – если вы программируете. Нельзя научиться водить машину, не сев за руль.
— Чем мордовские программисты отличаются от своих коллег, подготовленных в других вузах?
— Скажу парадоксальную вещь. У нас вуз по-хорошему провинциальный. Мы работаем с каждым студентом, для нас он важен и нужен. В мегаполисах, крупных вузах это не всегда так.
— А почему наши программисты ценятся на Западе?
— Дело не в том, лучше или хуже, они программируют. У наших студентов имеется серьезная математическая подготовка. Они понимают, как сделать код более эффективным.
Работодатель ценит, когда экономятся его ресурсы, время и деньги.
В Европе в рамках Болонской системы в бакалавриате во многих вузах пошли по пути уменьшения фундаментальной подготовки студентов, в том числе по математике. Но математика — это не просто раздел науки – это образ мышления, широкий кругозор и система. Только объединив теоретическую и практическую подготовку студентов в единую систему, можно подготовить достойные кадры для цифровой трансформации экономики Мордовии и всей России.