Советские солдаты сражаются с фашистами в полуразрушенном здании. Наши бойцы отдыхают возле танка Т-34. Фронтовой кинооператор снимает, как сдаются в плен немцы, которых выкурили из какой-то крысиной норы. Звучит как описание сцен из фильма о Великой Отечественной войне. Но всё это — сюжеты диорам, которые собирает наш земляк Владимир Александрович Гусев. Его детство прошло в Лямбирском районе Мордовии. Сейчас Владимир Александрович живёт в Подмосковье, но планирует переехать в Лямбирь.
Что такое диорама
Диорама — боевая или бытовая сцена, воссозданная в миниатюре. Диорамы Владимира Гусева я увидел на выставке мастеров Лямбирского района, перед концертом на фестивале «Шумбрат, Мордовия!». Их с интересом рассматривали люди: работы Владимира Александровича — не просто фигурки солдат и модели боевой техники.
Множество мелких деталей создают «объёмную картину», на которой — «всё по-настоящему»: фрагменты зданий, деревья, люди. Всматриваешься — и словно находишься там, будто бы «внутри» исторического фильма. Сопереживаешь героям диорамы и хочешь им помочь.
— Каждая моя работа — про погружение в прошлое, — говорит Владимир Александрович. — Я создаю их, чтобы люди не забывали свою историю. Это память о Великой Отечественной войне (и не только), которую хочется сохранить.
«Я — лямбирский»
Владимир Гусев родился в Казахстане, на Байконуре. Но его детство прошло в Мордовии.
— Здесь я стараюсь проводить каждый отпуск, — делится с нами Владимир Александрович. — Когда приезжаю, стараюсь собрать одноклассников, навестить учителей. Мне хотелось бы вернуться домой. О себе я могу с гордостью сказать: я — лямбирский.
Папа Владимира Гусева — военный. В семье нашего героя служили в армии и воевали 11 человек (включая одну женщину), в том числе двое — в военной разведке.
— Это огромная династия. И с папиной, и с маминой сторон, — говорит Владимир Гусев. — Я тоже получил военное образование; сейчас я полковник запаса. 27 лет прослужил в армии, закончил службу командиром части. Служил в разных местах, поменял 7 гарнизонов. Выполнял боевые задачи, был ранен. И уже 13 лет делаю диорамы. Не считаю себя «мастером», у меня нет художественного образования. Диорамы и модели — просто хобби. Это интересно, это требует изучения истории, униформы, вооружения. Это моя душа.
Историческая правда
В коллекции Владимира Александровича — несколько тысяч фигурок солдат, множество моделей боевой техники.
— Мне интересен не только период Великой Отечественной войны, — говорит моделист. — У меня есть фигурки воинов Древнего мира и Средних веков. Я собирал миниатюры, посвященные войнам в Афганистане и Чечне. Есть миниатюра о специальной военной операции.
— Как я создаю диорамы? Мысленно «рисую» её сюжет, обдумываю. Потом переношу замысел на бумагу, делаю наброски, чтобы понять, какие фигурки мне нужны, — говорит Владимир Гусев. — Часть моих сюжетов — по мотивам некоторых фильмов. Очень люблю старые советские фильмы. И почти не смотрю современное кино, потому что в нём огромное количество исторических ляпов. Например, неправильная униформа. Меня это возмущает.
Склеить фигурку солдатика просто. Гораздо сложнее — собрать модель боевой машины и доработать её, чтобы она была похожа на оригинал. Определённой привычки, навыков требует роспись фигурок. Ещё труднее создать диораму — с деревьями и кустами (из веточек и губки для посуды), с рельефом, травой, со следами от колёс на грунте, с фрагментами зданий и множеством других мелких деталей.
— Диораму с боем за разрушенный дом я создавал полгода, — говорит мастер. — Иногда работается легко, иногда дело не идёт. Я не всегда использую готовые модели. Чтобы получить нужного героя, нужное мне движение, фигурка может быть собрана из нескольких других фигур. При необходимости могу сам отлить нужную мне модель.
Музей миниатюры
В планах Владимира Гусева — создать музей военной миниатюры в ДК «Алмаз» в Лямбире. Для него из части своих диорам он хочет собрать одну огромную (6х3 метра) диораму. На ней разместятся две железнодорожные станции — с советской и вражеской техникой. В центре будет кипеть бой, по краям диорамы появится «прифронтовая полоса».
— Для новой большой диорамы не хватает только воздушного боя, нескольких наших и немецких самолетов, — говорит Владимир Александрович. — Всю эту работу я планирую закончить до осени 2026 года. Мне хочется, чтобы в ДК «Алмаз» появился музей миниатюры, куда могли бы приходить школьники, молодёжь. Может быть, это натолкнёт их на интерес к истории России и к созданию своих моделей. А главное — это поможет сохранить память о наших предках — победителях фашизма.



