16.2 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

«Если душой не остынем — Дракино будет стоять»

Мы и не мокша, и не эрзя, мы — шокша, — говорят жители села Дракино Торбеевского района. Старинному селу более четырёхсот лет.  Сегодня оно считается   перспективным, здесь проживает много молодых семей. 

Дракинцы народ трудолюбивый. Знаменито село  своей изумительной садовой земляникой. Местный  фольклорный ансамбль так и называется «Кстый», что в переводе на русский означает «Земляника».

 Ученые шокшу относят к этнической группа эрзян. Существуют и другие версии, по которой шокша — это потомки мещер. Жителям села повезло в том плане, что историю их села в конце 19 века довольно обстоятельно описал Павел Платонович Богословский ― священник Покровской церкви в селе Дракино. Написанные им записки являются важнейшим историческим и краеведческо-этнографическим памятником.  Свои изыскания он напечатал в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Из них, например, известно, что «жители Дракина первоначально обитали в Темниковском крае, но около 200 лет тому назад пришли на настоящее место; в народном сказании даже точно определяется место первоначального жительства дракинцев, это село Шокша Темниковского уезда, где и поныне живет соплеменная им народность».

Исследователь утверждает, что «лесная местность при Парце, в каковой расположено Дракино, в исходе XVII столетия представляла собою «Мордовско-Мещерское захолустье». Название село получило якобы от беспокойного и не миролюбивого характера дракинских предков. По этой причине, видимо, и христианизация здесь шла тяжело. Вместо православного храма шли дракинцы в свои языческие рощи и на могилы предков. «Языческое кладбище у нас существовало долго, — рассказывает местный краевед Галина Ивановна Акашева — В дни поминовения усопших сначала шли на могилы предков-язычников, потом на православное кладбище. Культовым деревом был у нас дуб. Недалеко от села росла дубовая роща, где совершались моляны и приносились жертвы богам. Но как повествует летопись села «язычество, однако, не могло долго держаться среди дракинских эрзян, потому что в данное время само правительство принимало меры к распространению христианства среди мордвы». Поэтому первая деревянная церковь здесь появилась ещё в середине 18 века. Возведение третьей церкви, каменной, было начато в 1908 году, но помешала строительству   Первая мировая война. В итоге, храм был открыт лишь перед   революцией. Сегодня на его базе образован Покровский мужской монастырь.

«Полдат» — дракинская земляника

История села также гласит, что дракинцы склонны к садоводству. А значит неспроста здесь вот уже много лет занимаются выращиванием садовой земляники.  Версий как зарождалась эта отрасль садоводства  несколько. По одной — ягода сначала появилась на усадьбе Ивана Гладкова, работника местного помещика Бутлерова. По другой — рассаду привёз  Ефим Чугунов из Польши, где он во время  Первой мировой войны был в плену. Сначала появились небольшие грядки в  двух-трёх хозяйствах, а со временем почти у  каждого в огороде росла сладкая заморская ягода. Садовую землянику, чаще её называют виктория или клубника, вывели в 18 веке в Голландии. Со временем видя реальную выгоду с продажи, дракинцы всё больше и больше соток на своих участках стали отдавать под землянику. 

Совсем скоро  предприимчивые жители села уже везли свою ягоду в Саранск,  Рязань,  Самару,  Челябинск, Оренбург. Везли её и в Москву. Благо, село в транспортном отношении расположено удобно: близко железнодорожная станция. Недалеко и федеральная автомобильная дорога.

 Любимыми сортами  изначально были и остаются по сей день «Русский» и «Комсомолка». Они отлично переносят транспортировку и обладают хорошими  качествами при приготовлении компотов и варений.   Продают викторию в основном приезжим закупщикам, которые берут товар прямо с крыльца. Выносят и на свой местный  рынок в райцентр. Дело это как было, так и остаётся прибыльным и приносит в удачный сезон достойный доход.  Но это всего лишь одна сторона медали. Труд на земле, будь он хлебороба, или садовода, огромная физическая отдача. Выращивание земляники, дракинцы её называют «полда» —  дело весьма хлопотное.   С ранней весны и до  осени требует ягода к себе  чрезвычайно огромного внимания и доброго отношения. В апреле до цветения нужно успеть убрать сорняки и старые корни, разрыхлить землю, в засушливый год поливать. «В течение сезона раз сто прополешь, раз двести промотыжишь», — говорят дракинские женщины. Это на них в большей степени держится дело.   Сбор урожая — период особо ответственный. Ягоду собирают через каждые день-два в определённое время суток.  Выходит,  мало её вырастить, нужно суметь   довести до покупателя. С наступлением осени другие заботы:  в сентябре-октябре    обрезают «усы», прореживают, навозят. Словом, труд не из лёгких. Зная его цену, не особо рекомендуют им заниматься.

Фольклорный ансамбль «Кстый»

Дракино похоже на многие мордовские сёла. Народ тут радушный, встречают гостей хлебосольно, с песнями.

Александра Александровна Кривова – идейный вдохновитель и многие годы солистка ансамбля «Кстый». Она поёт с раннего детства. Первый её выход на сцену был в семь лет, тогда школьницей Александра  выступала в сельском клубе.  Талант певуньи ей передался от матери. Постоянно слыша ее пение, будь это праздничный день или деревенские будни, примечала девочка  и слова, и мотив.

Песня по жизни выручала здорово. 

— Мои детские годы связаны с далёким Ленинградом, — вспоминает женщина, — когда началась война, мне исполнилось  три года. Отца забрали на фронт, а маму с четырьмя детьми эвакуировали. Мы вернулись на родину,  в Дракино. 

О трудностях послевоенной жизни Александра Александровна не говорит, кто их в то время не испытал. Несмотря на лихолетье, было огромное стремление учиться. После школы поехала в Саранск, поступила в Культпросветучилище. Затем окончила филологический факультет МГУ им.Н.П. Огарёва. Не один год посвятила педагогической деятельности. Занималась и востребованной в советское время работой – была пионерской  вожатой.  Почти десять лет возглавляла сельский совет, заведовала колхозным садиком. «Самое важное – уметь ладить с людьми, к каждому нужен свой подход, — делится опытом женщина-лидер.

Кроме работы, как и все на селе вели личное хозяйство. С мужем воспитывали дочерей.

–Я не была строгой матерью, старалась все проблемы уладить добрым словом, — признаётся Александра Александровна.

Дочки, чувствуя материнское отношение, старались   её не огорчать.

А песня «строить и жить помогала».  В колхозный Дом культуры спешил в советское время и стар, и млад. Тогда работали кружки, готовились концерты к праздникам, а из города приезжали настоящие артисты. После трудового дня на сцене или во время репетиций усталость как рукой снимало.

-В наши дни традиции села, а самое главное язык к великому сожалению забываются, — недоумевает Кривова, —  Наш коллектив вот уже …лет стремится сохранить обычаи предков. Старинные костюмы приносили нам со всего села. Кому-то он достался  от матери, кому-то от бабушки. Мне «панар» («рубашку») принесла соседка, перед тем как навсегда уезжала из села: «Бери, Александра, тебе он нужен, ты на сцене поёшь».

Сейчас из-за пандемии в репетициях ансамбля перерыв.

Нам удалось поговорить с руководителем Татьяной Каликиной:

— В ансамбле   «Кстый» в основном женщины.  Бессменным гармонистом является Геннадий  Беляков. Репертуар ансамбля состоит  из народных мордовских и русских песен. Из своих старинных дракинских   сохранили только свадебную песню, в которой восхваляется невеста — Романова Алдуня.  На жизнь особо не сетуем, народ мы трудолюбивый. Дракино стоит крепко.

Удивительно, но не каждое село может похвастаться своим Гимном, а вот у дракинской шокши он есть. Поётся в Гимне о предках, о любви к родной земле,  о надежде  на то, что на селе будет жить духовность. «Если душой не остынем — Дракино будет стоять». Вера в себя, в свои силы — дело безусловно заслуживающее огромное уважение.

Светлана Пивкина

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости