15.1 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

Энтузиаст из Мордовии создает музей под открытым небом

Его организацией занимается реконструктор-энтузиаст из Больших Березников Сергей Косынкин. Для него это не просто увлечение, а скорее, дело жизни. О своей мотивации он рассказал корреспонденту «ИМ».

«Пришла с работы и родила дочку!»

Николая Яськина забрали на фронт в первые дни войны. Совсем мальчишкой он оказался в чудовищной мясорубке немецкого наступления. Дома осталась беременная супруга Раиса. Толком повоевать молодой солдат не успел – попал в плен. Сначала работал на немцев, но после неудачной попытки побега оказался в концлагере. А фронт тем временем стремительно приближался к Москве. Уверенности в том, что столицу советского государства удастся уберечь от захвата, не было даже у высшего руководства страны. В отдаленные уголки России эвакуировали оборонные заводы, в глубине страны строили новые оборонительные рубежи. На возведение укреп­районов бросали всех, кого только можно. Не избежала этой участи и супруга Николая Яськина. Ее вместе с тысячами других жителей Мордовии отправили на строительство Сурского оборонительного рубежа. Тот факт, что Раиса готовилась стать матерью, не являлся достаточным основанием для освобождения от работы. Норму 1,75 кубометра земли в день — вынь да положь. На счастье Раисы, ее заметил политрук Андрей Жуклин, работавший на строительстве укреплений. В самом конце ноября 1941 года Раису отправили домой. Голодная, истощенная женщина восемнадцать километров до родной деревни прошла пешком. Через несколько дней она родила дочку.

Николая Яськина освободили из плена в 1944 году американцы. Но домой он вернулся только в 1947 году, и еще некоторое время находился под надзором. Почти каждый день в его дом приезжали сотрудники компетентных органов. Потом все же успокоились.

— Эту историю я по крупицам узнавал от своей мамы, — говорит энтузиаст из Больше­березниковского района Мордовии Сергей Косынкин. – Это она была той самой девочкой, которую родила Раиса, вернувшись со строительства Сурского рубежа. Когда мама уже тяжело болела, мы подолгу разговаривали с ней. Она рассказывала мне о своем детстве, о том тяжелом времени, в котором выпало жить и работать ее родителям. Во многом именно эти разговоры с мамой и определили мое увлечение историей строительства Сурского рубежа. Только не думайте, что для меня это  хобби. Все гораздо серьезнее.

«Люди боялись говорить, что бежали с работы»

О себе Сергей Косынкин рассказывает коротко. Родился в большеберезниковском селе Паракино. Там же окончил школу, поступил в культпросветучилище на режиссуру, но не закончил и ушел в армию. После армии какое-то время работал на стройке, а потом его пригласили на работу в местный дом культуры. Трудился сначала простым методистом, а потом – стал директором. Благодаря знакомству с руководителем поискового движения Мордовии Николаем Кручинкиным, который в то время работал директором школы в селе Гузынцы, Сергей увлекся поисковой работой на местах боев. Но все время ему хотелось хоть на несколько мгновений очутиться в той эпохе, о которой ему рассказывала мать.

— Только когда я начал заниматься реконструкцией, мне стало понятно, что такое для Мордовии – Сурский рубеж, — говорит Сергей Косынкин. – Ко мне начали приходить люди, которые рассказывали, как работали на строительстве укреплений их родственники. Как некоторые молодые женщины бежали с этой работы, как судили их за это! Раньше рассказывать об этом люди боялись или стеснялись. Хотя чего тут стесняться?! Ведь работали на строительстве оборонительных сооружений в основном женщины, старики и дети. Мне удалось поговорить с несколькими участниками тех событий, и они рассказывали, что работа была организована очень плохо. Не хватало инструментов, одежды, не говоря уже о еде. К тому же, строительство велось в холодную погоду. Из-за этого многие заболевали и умирали. В 2000 году нам удалось добиться открытия в Большеберезниковском районе Мордовии памятника строителям Сурского оборонительного рубежа.

«Фуфайки и лопаты собирали по деревням»

На свою первую реконструкцию Сергей Косынкин поехал только в 2017 году.

— Нас тогда всего несколько человек было, — рассказывает он. – Мы поехали в Ульяновскую область в деревню Ивановка, где в свое время учился Александр Матросов. У нас даже форма не соответствовала  тому времени. Но очень хотелось посмотреть, как все организовано. Представляете, там это проходит под патронажем губернатора. И тогда мы решили попробовать организовать у себя реконструкцию строительства Сурского рубежа. Нам выделили республиканский грант в сто тысяч рублей. Но эти деньги практически  полностью ушли на питание. А ведь нужно было еще найти одежду того времени, инструменты. Ведь не оденешь же участников реконструкции в современную одежду. Нас бы просто не поняли. И вот мы тогда по деревням у местных жителей фуфайки и лопаты собирали. Но самая большая сложность заключалась в отсутствии древесины. Ведь на строительство блиндажей нужны бревна, но взять их было негде. Тогда я просто приехал в свою деревню, там от бабушки оставалась баня. Я ее разобрал и перевез. Из нее в итоге сделали блиндаж.

А уже через год в Мордовии Сергей Косынкин организовал первую реконструкцию под названием «Партизанская слава».

— Я тогда позвонил своим коллегам в Нижний Новгород и попросил их приехать, — вспоминает мужчина. – Они опытные, давно этим занимаются. У них и техника есть, и форма, и пиротехника. Но, естественно, встал вопрос оплаты. Я тогда им честно сказал, что я начинающий реконструктор, и денег у меня вообще нет. Кое-как удалось насобирать 16 тысяч рублей на оплату проезда. Но ребята с пониманием отнеслись. Приехали сами и технику привезли. Потом была еще одна реконструкция, посвященная подвигу Игоря Косарева, который один держал высоту в Калужской области.

Музей под открытым небом

После нескольких удачных реконструкций на Сергея Косынкина все же обратили внимание. Его с коллегами начали приглашать на различные праздники. Они готовили музей под открытым небом. Специально рыли окопы, строили блиндажи. Но после окончания праздничных мероприятий о них снова забывали.

— А ведь это – очень большой труд, — говорит Сергей Косынкин. — А получалось так, что люди работают, чтобы высокопоставленные лица пришли и посмотрели на все это. А дальше что?! Вот тогда у меня и появилась идея найти площадку для организации постоянного музея под открытым небом. В этом стремлении нас поддержало Военно-историческое общество. Благодаря ему нам удалось получить тридцать соток земли. В конце ноября мы провели здесь очередную реконструкцию, и уже начали строить постоянный музей Сурского рубежа под открытым небом. Мы хотим воссоздать в натуральную величину и окопы, которые рыли наши бабушки, и блиндажи, которые они строили. Мы хотим развивать эту площадку, чтобы на ней круглый год можно было проводить различные патриотические мероприятия. Не только реконструкции, но и уроки мужества, и экскурсии. В этой связи мы надеемся на помощь Главы республики Артёма Здунова. Он в курсе того, чем мы занимаемся. Этим летом на 90-летний юбилей УФСИН Мордовии мы организовывали выставку в Явасе. Руководитель республики подробно ознакомился с ней. Потом я рассказывал о нашей работе, когда он приезжал в Большие Березники. Ведь сохранение памяти о тех событиях играет огромную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Одно дело, когда ребенок узнает о строительстве Сурского рубежа из книжек, и совсем другое, когда у него появляется возможность самому окунуться в эту атмосферу. Дети совсем другими становятся.  Ведь Победа — это  не только битва за Москву, Сталинград и Курск, но и Сурский рубеж!

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости