-4.4 C
Саранск
Четверг, 12 декабря, 2024
spot_img

«Ему хотелось что-то значимое совершить. И это значимое ждало его на Донбассе»

В Ичалковском педагогическом колледже открыта мемориальная доска в честь выпускника Григория Сурайкина – «Самурая», погибшего на Донбассе задолго до нынешних событий. В первый декабрьский день исполнилось десять лет с момента его гибели.

Тот – 2014-й – год был в жизни Гриши особенным. В апреле он съездил на свою последнюю вахту памяти. Затем – выпускной в педколледже: улыбчивый парень покидал не только родные стены, но и поисковый отряд «Патриот», в котором почти два года был командиром. Летом состоялось освящение поклонного креста на месте разрушенного храма в селе Дубровском, установкой которого занимался Гриша. Накануне дня рождения он отправился в последний марш памяти, 13 сентября отметил 22-летие. Впереди была учёба в историко-социологическом институте, семья, настоящая жизнь…

Главным увлечением Григория всегда были археология, краеведение, история. Может быть, потому, что его папа Дмитрий Николаевич вёл историю в школе села Дубровское, где жила семья Сурайкиных. Мама Любовь Григорьевна – педагог начальных классов.

– Гриша ходил в детский сад, до седьмого класса учился в нашей школе. Помню его воспитанным и дисциплинированным. Он хорошо учился, был примером для остальных. С детства интересовался историей и краеведением, – вспоминает бывший директор школы Вера Григорьевна Фокеева.

Из Дубровского Сурайкины переехали в Ичалки. Иное село, другая школа… Новичкам с одноклассниками обычно приходится несладко – но не Григорию.

– Он как-то быстро нашёл общий язык со всеми, – вспоминает одноклассник Юрий Андросов. К слову, профессиональный военный. – Его никто не обижал. Да и не за что: Гриша был добрым, весёлым, отзывчивым парнем. Очень жизнерадостным. Историю в классе знал лучше всех. Помню, рассказывал о том, что нашёл какое-то старое кладбище в Дубровке, какие-то предметы, мы даже ездили туда, но деталей не вспомню, к сожалению.

Григорий действительно нашёл в селе ценные с исторической точки зрения предметы – детали одежды, украшений из древних могильников. Их во время одного из паводков подмыл Алатырь, часть могил обнажилась. После гибели парня его родители передали находки в районный краеведческий музей.

В.Г. Фокеева продолжает:

– Помню, как в 2003 году нашу школу впервые посетили ребята-поисковики из педучилища. Всё как обычно: раздали буклеты, предложили поступать к ним и приходить в отряд поисковиков. Мне кажется, именно с этого момента у Григория появилась цель стать поисковиком.

За его плечами не одна вахта памяти, не один поднятый боец. Гриша был уверен: нужно воспитывать патриотов, но – своим примером. После третьего курса ушёл в армию – служил в воздушно-десантных войсках. Отслужив, вернулся доучиваться.

– Помню, как Гриша пришёл к нам после армии – прямо в парадной форме с аксельбантами, – рассказывает его друг, выпускник колледжа Константин Махалов. – Я тогда уже был в отряде; поступая в колледж, сразу хотел заниматься поисковой работой. Так мы и познакомились.

Каким он был? Обычным деревенским парнем – как все мы. Весёлый, отзывчивый, мог найти общий язык со всеми. Люди к нему тянулись. Но Гриша мог быть и требовательным, если речь шла о каком-то общем деле. Умел брать на себя ответственность за работу, за других людей – это не каждому по силам. У него были качества лидера, однозначно. Он с удовольствием обучал новичков поискового отряда, рассказывал об армии. Так интересно рассказывал, что многие хотели служить именно в ВДВ. Мне в этом смысле  повезло – я тоже попал в воздушно-десантные войска.

– Григорий был настоящим патриотом, – уверена заведующая Дубровским сельским клубом Анна Ивановна Носова. – Он очень любил родное село, часто приезжал сюда к друзьям. Когда стал командиром поискового отряда, организовывал походы в село. Ребята помогали убирать территорию памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Тогда у Гриши и возникла мысль установить поклонный крест на месте разрушенной церкви. Полтора месяца по выходным поисковики укладывали фундамент, ставили забор. Помню, какая дисциплина была в отряде. Подъём, построение на площади у клуба, распределение обязанностей… Ребята понимали его с полуслова, повторять не приходилось. Я каждый раз привожу Гришу в пример нынешним поисковикам, показываю альбом с фотографиями, собранный в память о Грише…

Увлечённый историей, Григорий заочно поступил в историко-социологический институт Мордовского госуниверситета. Друзья также вспоминают, что после срочной службы он хотел остаться в армии по контракту. Планы перечеркнула серьёзная травма позвоночника. Планы, но не мечты и цели – парень начал тренироваться, восстановился… А когда в огне оказался Донбасс, ушёл добровольцем.

Смысл и логику его поступка тогда, десять лет назад, поняли не все. Сам Гриша как-то выложил в соцсети фотографию: он с оружием, а рядом – маленькая девочка. «Ответ в одном фото на все тупые вопросы типа «Зачем поехал?». Если не понимаете, мне очень жаль…», – писал он. Туда, где гибли старики и дети, родные нам по крови, его привело гипертрофированное чувство справедливости. И шёл он туда не за деньгами, а за правдой. А самой высокой наградой считал детский рисунок – флаг Новороссии.

– Я только спустя время узнал, что он там, – продолжает Константин Махалов. – Но не удивился: Гриша считал защиту Донбасса правым делом. И думаю, если бы он не поехал туда в тот момент, поехал бы сейчас. За деньги? Нет! За идею и только за идею.

– Когда узнала о его гибели, не просто плакала – в голос кричала, – признаётся А.И. Носова. – Он дружил с моим сыном Женей, писал ему оттуда… Это личное горе, личная утрата – до сих пор, хотя прошло уже десять лет…

Григорий хотел вернуться домой к Новому году – 21 декабря. Но роковой выход группы в первый день зимы. Самурай – впереди. Вся ответственность за бойцов – на нём. Его, первого, и дождалась присыпанная свежим снегом растяжка.

– Время идёт, мои выпускники мужают, идут в большую жизнь. А я смотрю на стенд с портретами наших поисковиков и думаю: вот Гриша – красивый, интересный парень, богатырь. На всю жизнь в нашей памяти он останется молодым, – рассуждает его классный руководитель в педколледже И.А. Грачёва. – Патриотизм и любовь к Родине были для него не просто словами. Он прожил короткую, но яркую жизнь, оставив после себя много хорошего. Верю, что и дело его жизни – поисковое движение – будет продолжаться. А мы будем вспоминать Гришу с теплотой и гордостью.

Мемориальная доска Григорию Сурайкину установлена у входа в учебный корпус. Рядом – такая же в память о выпускнике 1940 года Иване Гусеве. Он погиб 12 июля 1943 года под Прохоровкой, протаранив на горящей «тридцатьчетвёрке» фашистский «Тигр». Здесь же – мемориальная доска Виктору Лобурёву. Он погиб в Афганистане, спасая от обстрела свою группу. Все трое – почти ровесники: Григорий погиб в 22 года, Иван и Виктор – в 21. И все трое – не по годам рано повзрослевшие.

– Да, он очень рано повзрослел. Рано увлёкся археологией, историей, – отец Григория Дмитрий Николаевич Сурайкин говорит коротко, но веско. – Он жил в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Ему хотелось что-то в жизни значимое совершить. И это значимое ждало его на Донбассе.

«Жизнь – интересная, потрясающая, дарованная нам Богом. С грустью мы потом будем вспоминать, что когда-то мы были молоды, свободны, полны сил, тратили время на всякий хлам, в бессмысленном зарабатывании денег, убивая здоровье и время для того, чтобы купить новый айфон. Ребята, за окном целая вселенная и сотни дорог; пробуйте, развивайтесь, путешествуйте, творите, пишите книги, знакомьтесь, узнавайте что-то новое, прекрасное. Жизнь слишком коротка, чтобы заполнять её шлаком, – писал Григорий незадолго до гибели. Он верил в Бога и доверял Его Промыслу – так искренне, что не боялся смерти. Но словно предчувствовал, что на земле ему отведено очень мало времени. Торопился жить, торопился делать добро, помогать слабым, защищать обиженных. Умел ценить жизнь.

Наверное, это то, чему нам всем стоит поучиться у парня, которому навсегда будет только 22.

Наталья СМИРНОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости