19 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Елена ВИЛКОВА: «Не представляю себя в другой профессии»

31 мая профессиональный праздник отмечают сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних. В 1935 году в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции создали первые детские комнаты милиции. Сегодня отделы ПДН — основное звено системы профилактики подростковой преступности. Накануне праздника журналисты «ИМ» пообщались со старшим инспектором по делам несовершеннолетних отдела полиции №4 УМВД по городу Саранску Еленой ВИЛКОВОЙ.

«С института хотела работать в ПДН»

Елена родилась в лямбирском поселке Дальний, после окончания школы поступила в Мордовский государственный педагогический институт на факультет коррекционной педагогики на специальность «Психология». Еще будучи студенткой, она проходила практику в школах, набиралась и перенимала знания у опытных психологов. На последних курсах вуза Елена твердо решила пойти работать в полицию в отдел по делам несовершеннолетних.

«Как только получила диплом, собрала необходимые документы, отправилась в полицию, написала заявление о приеме на службу в ПДН, — вспоминает Вилкова. – В то время начальником Ленинского отдела ПДН была Татьяна Леснова, она и предложила сначала посмотреть, как работают инспекторы ПДН. Я сходила с ними в рейды и изучила служебные приказы. Были случаи, когда претенденты после рейдов отказывались работать в подразделении по делам несовершеннолетних. Честно признаюсь, сначала и у меня возникали такие мысли — стоит ли работать в ПДН? Прошлась по асоциальным семьям, где родители пьют, матерятся, а дети сидят голодные. Раньше я таких семей не встречала, мне было не по себе. Но потом решила, что это часть моей профессии. Сначала меня зачисли стажером в Ленинский отдел ПДН, а вскоре перевели в Пролетарский район на должность инспектора. С тех пор я здесь работаю почти 13 лет».

По словам Елены Вилковой, сотрудник ПДН должен быть не только хорошим педагогом, но и психологом. Важно уметь разговаривать с детьми. У всех разный характер, на кого-то нельзя давить, иначе ребенок закроется и перестанет общаться, а с кем-то нужно проявить твердость.

«Есть такие подростки, которые даже родителям не открываются. Чтобы найти к ним подход и понять, какие у них проблемы, нужно сильно постараться, — говорит старший инспектор ПДН. — Некоторые дети воспринимают все в штыки, как правило, они не видели материнской любви. Мне их всегда жалко, какими бы они хулиганами не были».

На учет подростков ставят за спиртное

и кражи из магазинов

В Саранске чаще всего подростков ставят на учет за употребление алкоголя и кражи. Обычно попадаются 16-17-летние подростки. «Если несовершеннолетнего задержали во время распития спиртного, какие бы у него ни были положительные характеристики, мы ставим его на учет, — говорит Елена Вилкова. — Таков закон. Обычно попадаются 16-17-летние подростки. В прошлом году 12-летний мальчик угодил в больницу с алкогольным отравлением. Сказал, что перепутал спиртное с лимонадом. Мы с коллегами ходим по магазинам и предупреждаем продавцов, чтобы не продавали подросткам алкоголь. В этом году в Пролетарском районе на продаже спиртного несовершеннолетним попались три продавца. Таких случаев стало значительно меньше, поскольку штрафы за подобные нарушения — серьезные».

Еще одна распространенная причина постановки подростков на учет — кражи из магазинов. Дети помладше воруют шоколадки, постарше – бытовую химию: шампуни, гели для душа. Их проще украсть и можно легко продать. Практически все воришки попадаются, поскольку в магазинах установлены хорошие видеокамеры.

Безответственные родители

Сотрудники ПДН также ставят на учет и безответственных родителей, которые не занимаются воспитанием детей. «На учете у нас стоит 35-летняя мать троих детей, — рассказала Елена. — В отношении двух она уже лишена родительских прав. Дети живут с бабушкой. Женщина раньше работала водителем троллейбуса, сейчас ничем не занимается, любит выпить. Живет с сожителем, у которого шестеро детей.

Больше года назад она забеременела третьим ребенком. Мы регулярно ее навещали и где-то на восьмом месяце у нее пропал живот. Спрашиваем: «Вы родили?» — «Нет, — отвечает, — я ребенка потеряла». Связались с участковым, оказалось, что она родила малыша, но недоношенного. Возможно, хотела избавиться от ребенка, поэтому и сказала, что потеряла. Снова пришли к ней с проверкой, оказалось, малышка долгое время не набирает в весе. Врачи заявили, если ребенок останется с матерью, то это может угрожать его жизни. Пришлось изымать девочку из семьи, и с согласия матери поместить в Большеберезниковский дом малютки. За то время, что девочка там находится, мать только один раз ее навестила. Такие случаи в нашей работе, к сожалению, не редкость».

Опасная работа

Казалось бы, что опасного в работе инспекторов ПДН — подростки — хулиганы, мелкие воришки и асоциальные семьи. По словам Елены Вилковой, несколько лет назад на девушек-инспекторов напали пьяные хулиганы и избили.

«Мои коллеги вечером обходили неблагополучные семьи, — рассказала старший инспектор. — Они были в полицейской форме, зашли в подъезд, где им встретились трое пьяных парней. «Девчонки, давайте познакомимся», — предложил один из них. «Мы на службе, не задерживайте нас», — ответили сотрудницы. Один из парней преградил дорогу и ударил кулаком коллегу в глаз. «Да, было такое, до сих пор шрам над бровью остался, — показывает Наталья, коллега Елены Вилковой. — Хорошо, что сняла очки перед тем, как зайти в подъезд, иначе осколки стекла повредили бы глаз». Другую сотрудницу буйный товарищ держал за волосы, бил по рукам и ногам, у нее еще долго не проходили синяки.

Когда парни протрезвели, просили прощения, но было уже поздно. На одного из них возбудили уголовное дело за применение насилия к представителю власти. Оказалось, что хулиган в этот день отмечал день рождения дочери. На суде сотрудницы полиции не стали настаивать на строгом наказании, говорят, не хотели, чтобы ребенок рос без отца. В итоге дебоширу дали три года условно.

«Своим детям уделяем меньше времени, чем чужим»

Семья к непростой работе капитана Елены Вилковой относится с пониманием. Ведь порой по службе полицейских поднимают и ночью, иногда приходится работать и по выходным. «Спасибо мужу, что помогает. Отвозит меня на работу, а детей — в детский сад и школу, вечером забирает нас обратно домой, — говорит Елена. — Он знал, какая у меня работа, когда женился. Конечно, хотелось бы проводить больше времени с семьей, но служба есть служба. Если и удается куда-то выбраться, то только спонтанно, когда нет дежурства. Переживаем с коллегами, что своим детям уделяем меньше времени, чем чужим. Моей дочке 10 лет, она умница, помогает с младшим братом, которому 6 лет… Дети гордятся тем, что мама работает в полиции».

Спустя 13 лет работы в ПДН Елена Вилкова признается, что несмотря на все сложности, снова без раздумий пошла бы работать в отдел по делам несовершеннолетних. «Я не представляю себя в другой профессии, и ни за что бы не променяла на другую работу, — говорит Вилкова. — Нравится, что не нужно сидеть на одном месте, днем проводим лекции в учебных заведениях, а вечером обходим подопечных, мы постоянно общаемся с людьми. На участке все подростки знают меня в лицо».

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости