На фестивале семейного туризма «ПУТЕШЕСТВУЕ.М», который прошел в Саранске 27 сентября, перед представителями сферы гостеприимства Мордовии выступила федеральный эксперт Екатерина Шаповалова, которая поделились своим опытом по привлечению туристов в регионы. Екатерина Шаповалова – гуру в области гастротуризма. Автор-методист и руководитель федерального проекта «Гастрономическая карта России», лауреат Премии Правительства РФ в области туризма провела 65 гастрофестивалей в России и знает, что у туристов пользуется наибольшим спросом.
Эксперт привела пример, что в сегодня в России на региональной, национальной, русской кухне специализируются меньше одного процента предприятий общественного питания. Она активно изучает сферы внутреннего и гастрономического туризма и отмечает, что существует кадровый голод, отсутствуют учебные пособия, а историю становления ресторанного бизнеса и его развития нигде не преподают. Поэтому, как методист, она старается передать свой опыт через методические материалы, пишет книги и участвует в обучающих мероприятиях, встречах с бизнесом.
Свою лекцию для мордовского турбизнеса она символично назвала: «Хочу пачат от Владивостока до Калининграда». Пачат – это знаменитые мордовские толстые блины на пшенке. Именно их Екатерина предложила сделать ярким гастрономическим брендом региона и рестораторы с воодушевлением приняли это предложение.
— Моя бабушка, которая, кстати, работала поваром и всему меня научила, всегда говорила: «Ты сначала покорми человека!». И вы знаете, кухня, еда — это самый эффективный способ прославиться региону за своими пределами. Вы можете заниматься инфраструктурой, объектами, средствами размещения, но прославиться быстро вы сможете только через еду!
Развитая сфера общественного питания не только положительно влияет на уровень обслуживания. Проекты, связанные с ресторанным бизнесом, — это одно из ключевых направлений развития Мордовии. Системный подход позволит создать уникальный гастрономический стиль, который повысит узнаваемость региона, положительно влияя на его имидж и привлекательность у туристов.
Екатерина Шаповалова, проведшая десятки гастрофестивалей, дала ряд практических советов представителям Министерства экономики Мордовии.
— Необходимо проводить крупные межрегиональные фестивали, которые соберут минимум 50 тысяч человек. Приглашать к участию гастробизнес соседних регионов. Не нужно думать, что приезжие у вас отнимут выручку. Наоборот, они подтянут за собой туристов, этим заинтересуется огромное количество народа. и в конечном итоге от этого выиграет ваш местный бизнес.
Когда мы проводим гастрофестивали, то обязательно ставим условие, что рестораторы обязаны все новые национальные блюда внедрить после фестиваля в свое постоянное меню. Таким образом, мы расширяем количество мест, где можно попробовать местную кухню, российскую, региональную, национальную кухню и так далее.
Важный момент, мероприятия — организованные за счет бюджетных средств, должны представлять только российскую кухню и российские продукты. Ни один государственный рубль не может быть потрачен на зарубежный продукт и кухни других государств!
Также я не разрешаю органам исполнительной власти, которые делают за государственный бюджет фестивали, привозить столичных звезд поварской индустрии. Московские повара — это такие же приезжие. Нужно делать звезд из местных поваров. Иначе зачем к вам поедут туристы?!

В завершении встречи Екатерина Шаповалова предложила любому мордовскому ресторатору бесплатно на месяц выставиться с блюдом пачат в «Доме российской кухни» на ВДНХ. Мордовский гастробизнес был шокирован столь щедрым предложением и пообещал выбрать достойную кандидатуру.
— Приезжайте в Москву, я проведу для мордовских поваров экскурсию, дегустацию национальных блюд. Готова взять их на стажировку, если хотите. Вы увидите, что это не стрит-фуд, не фаст-фуд, не низкая кухня, не высокая
. Сейчас нам необходимо заниматься нашей российской многонациональной кухней, и она должна быть одинакового качества и формата. Это наша продовольственная безопасность.
Мы должны заниматься формированием индустрии производства готовых решений, полуфабрикатов для того, чтобы широко представлять национальные блюда на всю Россию. Конечно нельзя забывать об упаковке продукции, к этому важно привлекать графических дизайнеров, молодежь для того, чтобы делать современные модные проекты, — подчеркнула Екатерина Шаповалова.