Эдуард позиционирует себя как финно-угорский фотограф из Удмуртии. В его планах – собрать большую этническую фотовыставку, главными героинями которой будут представительницы прекрасной половины финно-угорских народов, проживающих на территории Российской Федерации и за её пределами. Эдуард Иванов мечтает, чтобы о финно-угорских народах знали, слышали в каждом уголке мира, чтобы культура народов осталась в истории человечества на все времена. И именно фотография является тем самым носителем, который в полной мере передаст нашим потомкам представление об истинной красоте и особенностях финно-угорских костюмов. Воплощением своей мечты в реальность Эдуард уже занялся. С этой целью он посетил столицу Мордовии – Саранск. Об этом и о многом другом Эдуард рассказал в интервью корреспонденту «ИМ».
— Эдуард, добрый день! Расскажите нам о цели Вашей поездки в Саранск.
— Шумбрат (авт.: собеседник, проявляя уважение к жителям Мордовии, приветствует меня на национальном языке). Находясь здесь один день, я уже выучил пару слов на мокшанском и эрзянском языках. На самом деле в столицу Мордовии я приехал по двум причинам.
Первая и, конечно, главная – это мой фотопроект, о реализации которого я уже давно задумался. У меня в планах — сфотографировать в национальных нарядах девушек всех финно-угорских народов. И эрзянки с мокшанками не стали исключением. Костюмы мордовские мне очень понравились. Несмотря на то, что у эрзянки наряд был немного стилизованный, фотосессия прошла успешно. Я отдаю предпочтение именно старинным костюмам, ведь они передают атмосферу древних времен. Благодаря костюмам живет целая культура. А с помощью фотографии культура народа останется в памяти, в истории на века. По совету друзей на фотосессию мы ездили в Макаровку. Там очень живописная локация.
Ну, и вторая цель – собственно, сам Саранск. Об этом я мечтал уже более 5 лет.
— Где ещё успели побывать? Какие впечатления?
— К сожалению, времени было очень мало. Соответственно, и достопримечательностей я посетил значительно меньше, чем хотелось бы. Но я успел побывать в центре города: посетил Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, посмотрел Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, попробовал национальное блюдо «овтонь лапа» в «Мордовском подворье». Сказать, что мне понравилось – это ничего не сказать. Я просто в восторге! Не нахожу иных слов. Саранск – очень красивый город: великолепная архитектура, современные постройки. Нужна, как минимум, неделя, чтобы не торопясь полюбоваться местными красотами. И что-то мне подсказывает, то ли сердце, то ли интуиция, я ещё вернусь сюда, и не раз.
— Эдуард, вернёмся к проекту. Расскажите о нём подробнее. Представительниц каких народов уже сфотографировали? Какие регионы Вы планируете посетить в дальнейшем?
— Конечная цель моего проекта – фотовыставка. Благодаря ей я хочу показать миру богатство культур финно-угорских народов. Попробую преодолеть такую планку. Но для начала мне нужно собрать большой материал.
На сегодняшний день я побывал в некоторых регионах, где проживают финно-угорские народы. В моей этнической коллекции много фотографий удмурток и мариек в национальных костюмах. А вот других народов – не было. Поэтому я решил расширить географию регионов. И начал именно с Мордовии.
В ближайшем будущем хотелось бы посетить столицу Коми – Сыктывкар. Но в планах у меня – объездить чуть ли не всю Россию.
— Ваш проект – это реализация какого-то гранта или личная инициатива?
— На данный момент проект носит характер именно личной инициативы. Я сам «горю желанием» и двигаюсь в этом направлении. Однако территория России – огромная. Передвижение по стране требует много времени, а также расходов. Поэтому финансовая поддержка проекта не была бы помехой. В дальнейшем не исключаю участие в каком-либо грантовом конкурсе.
— А почему Вы выбрали именно финно-угорскую тематику?
— Я бы сказал, что это было по зову сердца. Каждый фотограф ищет своё направление, в котором ему было бы комфортнее работать. Я пробовал себя в различных жанрах: уличная съёмка (так называемый, street-жанр), свадьбы… Но на подсознательном уровне я сразу понял, что это не моё. Я стал «искать». И вот однажды я попробовал пофотографировать девчонок из соседнего села, одетых в национальные костюмы. Когда дома посмотрел фотографии, я просто удивился красоте, которая открылась мне: насыщенные цвета, красивая локация, да и костюм удмуртский сам по себе яркий. Что-то подсказало мне: «То, что нужно».
Кроме того, проанализировав работы многих фотографов в интернете, я понял, что конкретно финно-угорского направления в этом деле нет. Да, мне встречались фотографы, которые по заказу делают пару кадров девушек в национальных костюмах, а вот чёткой тематической направленности не прослеживается. Возможно, среди русских фотографов можно встретить подобный стиль, но не финно-угорский (авт.: кстати, все свои работы Эдуард выкладывает в социальных сетях).
— Эдуард, фотография – это Ваше хобби или всё же профессия? Нам удалось выяснить, что по образованию Вы специалист совсем в другой сфере.
— Да, всё верно. По образованию я инженер-конструктор авиационной радиоаппаратуры. Работал в боевой авиации в Москве. На данный момент я ушёл из авиации и работаю на одном из заводов Удмуртии менеджером по продажам – провожу переговоры с руководителями других компаний по поводу услуг нашего предприятия. А фотография – это чисто душевный порыв, хобби. Я не работаю, как другие фотографы, которые ставят свои услуги на конвейерную линейку, – когда сфотографировал, отдал пачку фотографий заказчику, а на следующий день уже работаешь с другим. Обработкой фотографий я занимаюсь ночами. У меня съёмки очень редкие, но в них я вкладываю душу. Порой в год бывает максимум 7 съёмок. И каждая из них предполагает большие затраты по времени. Чтобы обработать серию из 10 фотографий, у меня уходит 2-3 дня.
— А почему Вы оставили конструкторскую деятельность?
— Просто в один момент я понял, что Удмуртия даст мне больше, нежели Москва. В Удмуртии я обрёл себя, в моем сердце поселился покой. В Ижевске я нашёл свою любовь и счастье. Хотя, признаться, по авиации иногда скучаю.
— Эдуард, чем Вы увлекаетесь, кроме фотографии?
— У меня много увлечений. Я не могу сидеть без дела. Пишу стихи на удмуртском и русском языках, играю на баяне. Кстати, этой осенью планирую издать сборник стихов на удмуртском языке. На данный момент у меня порядка 36 стихов. Кроме этого, я люблю рисовать. Периодически рисую карандашом портреты девушек. Потому что я считаю, что девушки – это цветы любого народа. И именно они берегут нацию. Всему этому я нигде не учился. Все происходит само собой.
А вот недавно я хотел приобрести гармошку, но вдруг понял, что цены на музыкальные инструменты весьма внушительные. И тогда я решил сделать гармошку сам. На данный момент уже готов корпус. Я сделал его, как полагается, из ели с прямыми волокнами, которая сушилась в течение нескольких лет. Теперь работаю над мехами. Они будут из обычного картона. Механику возьму готовую. Это моя первая гармошка, поэтому решил позволить себе такую дерзость. Голоса тоже пока возьму готовые. Остальное все сделаю сам. Надеюсь, что я справлюсь с поставленной задачей. Работаю с большим удовольствием, потому что мастеров таких уже не осталось. Чувствую себя продолжателем традиций.
— Это Вы от кого-то унаследовали? Или всё-таки Ваша конструкторская жилка сыграла определенную роль?
— Работе по дереву меня научил отец в детстве. Он был столяром и все свои навыки передал мне. Уже с 5-6 лет меня учили работать с топором. Поэтому что-то унаследовал оттуда, а что-то, пожалуй, взял от конструкторского направления, где мне привили точность мышления и эти умения. То есть всё в совокупности.
Ольга ШАБАНОВА