С интеллигентной бородкой, в галстуке и белоснежном халате, который, однако, надевает очень редко, Мишанин напомнил мне того самого доктора Айболита, которым, в сущности, и остается не одно уже десятилетие. А ведь когда-то хотел Авериан Федорович стать школьным учителем, и после окончания в Адашеве восьми классов проучился даже полтора года на художественно-графическом отделении Ичалковского педучилища. Но решил вернуться в школу, чтобы окончить десятый класс.
Вместо вуза – в СПТУ
Школьного аттестата с одними лишь пятерками у Авериана не было, но в том, что сможет поступить и в вуз, он не сомневался. В многодетной семье Федора Матвеевича и Ирины Ильиничны Мишаниных было две дочери и четыре сына, и каждый из детей с малых лет приучен к самостоятельности и ответственности за себя и других. Она и для Авериана стала побудительной причиной, по которой оставил учебу в педучилище, а после окончания десятилетки поступил не в университет, а в Инсарское СПТУ-4: «Отец заболел, и я чувствовал, что должен быть недалеко от своих родителей, на финансовую помощь от которых уже не мог рассчитывать. А Инсар – рядом с Адашевом, к тому же, в училище, где всего за один год я смог получить востребованную всегда профессию ветеринарного фельдшера, платили стипендию, студенты жили в общежитии».
Получить специальность младшего ветфельдшера приезжала в Инсар по направлению хозяйства и Нина Тряпичкина из Енгалычева Дубенского района. Там работала дояркой в совхозе имени 50-летия ВЛКСМ, и за высокие показатели по надоям молока в 1977 году была даже занесена в Республиканскую книгу летописи трудовых подвигов десятой пятилетки.
С аттестатом фельдшера — во врачи!
Но ожиданий директора совхоза, видевшего в ней ветспециалиста для своего хозяйства, Нина не оправдала. Она училась в группе с Аверианом Мишаниным, за которого вышла замуж. С ним после окончания училища и уехала в Московскую область. В госплемзаводе, который в Воскресенском районе был организован по распоряжению самого Ленина, молодым выделили благоустроенную квартиру. Авериана с аттестатом младшего ветфельдшера приняли ветеринарным врачом, работу по специальности предложили и его супруге. Но Нина снова пошла в доярки, зарплата которых в совхозе была сравнима с шахтерской.
— Такое ко мне доверие считаю заслугой и моих преподавателей в училище, — говорит Авериан Федорович о начале своей ветеринарной карьеры на госплемзаводе сразу с должности ветврача. — Всего за один год учебы они умели вложить в своих учеников столько знаний и умений по всем разделам ветеринарии, что выпускники училища уверенно чувствовали себя в практической работе. Моими наставниками были и одногруппники, которые, оставив дома семьи, пришли в училище уже в зрелом возрасте. Даже вечерами мы в общежитии обсуждали со «старичками» пройденный днем на занятиях материал. А учебную практику проходили в совхозе имени Желябова, где работы по нашей специальности было много, и ее нам охотно доверяли.
Где начинал, туда и вернулся
Из Московской области призвали Мишанина в армию. В его планах было вернуться на госплемзавод, из которого и не увольнялся. Но после дембеля приехал в Инсар, где навестил наставников в СПТУ. «Приходи к нам», — позвали они вчерашнего своего ученика на работу в свой коллектив. Несмотря на уговоры остаться в Московской области, стал Мишанин мастером производственного обучения, вел он в училище занятия по зоотехнии, внутренним незаразным болезням животных. А чтобы самому повысить квалификацию, окончил в Краснослободске зооветеринарный техникум. Несколько лет вчерашний студент уже сам готовил профессиональное пополнение. Много ездил по районам Мордовии, где искал и находил желающих выучиться на ветеринара.
Но все меньше становилось желающих получить специальность ветеринарного работника, и ветеринарное отделение в Инсарском СПТУ-4, ставшем к тому времени аграрным техникумом, закрыли. Мишанину предложили работу по технической специальности: он получил-таки и высшее образование, окончив завод-втуз при Московском автозаводе имени Лихачева. Но ветеринария — вторая после любимой его супруги Нины Алексеевны «женщина», которой Авериан Федорович всегда и во всем продолжает хранить любовь и верность.
— Но это любовь особая, — заметил Мишанин по поводу ветеринарии. – Здесь, чтобы помочь животным, ты своим пациентам вынужден делать и болезненные уколы, ставить катетеры, фиксировать, оперировать, зашивать, надевать неудобные приспособления. Но сами животные — всего лишь малая часть от всей нашей работы. Корова или поросенок сами не расскажут, где и что у них болит. Сбор анамнеза, объяснение, как лечить и не допускать у животных заболеваний впредь, — это уже взаимодействие исключительно с их владельцами, у каждого из которых свой характер. И в этом ко всему нужно быть готовым.
В недавнем еще прошлом в каждом районе Мордовии кроме ветеринарной станции были участковые ветлечебницы, одной из главных причин закрытия которых стал кадровый голод. Была лечебница и в селе Языкова Поляна, в которую после закрытия в Аграрном техникуме ветеринарного отделения пришел заведующим Авериан Мишанин. «Работы было много, но она никогда не становилась для меня и моих коллег в тягость. Все — врачи, фельдшер, санитар — занимались не только лечением животных, но и проводили в колхозах и совхозах, на личных подворьях населения много плановых профилактических мероприятий».
Привлекательная «дама»
Инсарская районная ветстанция, в которой работает А.Ф. Мишанин, звено государственной ветслужбы. Здесь, в отличие от работы в агрохолдинге, зарплата специалистов намного меньше. «Зато, — считает Авериан Мишанин, — в госветслужбе больше возможностей стать врачом-универсалом». Сам он по штату врач — эпизоотолог, но участвует в проведении лечебных мероприятий, ведет прием животных на ветстанции и оказывает им помощь в самых отдаленных селах. В дружном коллективе, который возглавляет Ю.А. Авдонькин, работают преданные своему делу профессионалы: главный эпизоотолог Т.А. Пикайкина, главный ветврач — ветсанэксперт Т.П. Проказова. И надежные их помощники – техник-программист С.В. Проказова, водитель дезустановки А.В. Хохлов, водитель А.И. Тремаскин, ветсанитары Т.В. Капкаева, О.В. Натахина.
— Без госветслужбы не обойтись сельхозпредприятиям, фермерам, личным подворьям, — говорит мой собеседник. — Но нужен приток в нее новых сил, на что мы все очень надеемся. И видим, что решением кадрового вопроса в ветеринарии активно начало заниматься руководство Мордовии.
Прошлой осенью изучить на месте кадровую, другие наши проблемы и обсудить с нами пути их решения в Инсар приезжали руководитель Госкомитета по ветеринарии В.Г. Соколов, главный ветврач республиканской ветстанции Е.А. Рунков. Есть уже решение о начале строительства у нас в этом году здания типовой ветлечебницы. А в феврале на Коллегии Госкомитета по ветеринарии было заявлено, что и зарплату ветработникам в Мордовии поднимут. Так что будем ждать к себе молодежь. И сами, несмотря на возраст, уходить из ветеринарии пока не собираемся. Она «дама» такая: придя к ней однажды, уйти от нее легко уже не получится.
— А откуда у Вас такое редкое имя? – спросил я у Мишанина.
— При крещении нарекли меня Валерианом, Валерой меня и сегодня все зовут, — ответил мой собеседник. – Но в метрике отец записал меня почему-то АверИаном. Да, не с мягким знаком, а с буквой «и» в середине имени. В ЗАГСЕ мне сказали, что моего тезки с буквой «и» в имени в России нет.