11.8 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

«Доярке нельзя быть злой!» Марина Тикшайкина из Мордовии посвятила работе на ферме 35 лет

Президент России Владимир Путин присвоил почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации» оператору машинного доения коров ООО «Сабанчевское» Атяшевского района Марине Тикшайкиной. Высокая оценка заслуг сельской труженицы – благодарность главы государства за самоотверженный труд и личный вклад в укрепление продовольственной безопасности страны.

На торжественном мероприятии в День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности почетные регалии вручил Марине Тикшайкиной Глава Мордовии Артём Здунов.

Утро начинается  с улыбки

«С добрым утром, красавицы! Вижу, соскучились, хорошие мои», — примерно так начинается на ферме каждый рабочий день Марины Дмитриевны. Наскоро переодевшись, она с доброй улыбкой на лице проходит в коровник, где ее  ждут сотни коров. Они не могут улыбаться, но каждая непременно потянется к ней, а то и лизнет шершавым языком фартук из клеенки, который от коровьих нежностей постоянно блестит. Это, надо понимать, не только приветствие, но и благодарность Марине Дмитриевне за заботу, которой она окружает  их с утра до ночи. В животноводстве она уже 35 лет, и почти все время – дояркой. В наши дни эту профессию называют уже иначе, но суть ее осталась та же – доение коров. Раньше это делали руками, а теперь доят коров автоматами, отчего и стали доярки операторами машинного доения.

Жизнь по расписанию

Собравшись к Тикшайкиной в Сабанчеево, хотел застать ее еще на рабочем месте. Но когда приехал на ферму, там уже закончили утреннюю дойку. С Мариной Дмитриевной встретился на пороге уютной бытовки, когда она собиралась уходить домой, чтобы в полдень снова вернуться на ферму. Здесь так заведено: после утренней — обеденная дойка, а вечером доят коров  в третий раз.

Распорядок дня, по которому живет все годы работы на ферме Марина Дмитриевна, лучше всего убеждает, как нелегка работа животновода.

На селе редко кто не держит домашнюю живность. И Тикшайкины даже сейчас, когда выросли и живут уже своими семьями дети, не могут представить себя без скотины. Есть у них на подворье бычки на откорме, куры и даже козы, за которыми, прежде чем отправиться работу, надо прибраться, дать им корм. «А козы доярке зачем?» – удивился я. «Муж очень молоко любит, вот коз и держим, — ответила собеседница. — Можно, конечно, выписать молоко с фермы, но у нас в Сабанчееве так не принято.

Живем тем, что сами добываем каждый день своим трудом. С кормами для домашней живности очень помогает сельхозпредприятие: комбикорма выписывает по льготной цене, сено выдает на проценты. У нас с мужем большой и хороший дом, который нам тоже построило сельхозпредприятие «Сабанчеевское».

А хотела стать агрономом

Привязанность к животным у Марины Дмитриевны с детства. У ее родителей было 10 детей, каждому из которых находилось дома полезное занятие. Марина начала доить коров в десятилетнем возрасте.

«Мама отговаривала, говорила, что мала еще. Но мне очень хотелось самой доить коров, и она уступила. Но поначалу все равно продолжала оставаться рядом, подсказывала. Ведь в неопытных еще руках корова может «зажаться», не все молоко отдать и этим самой себе навредить. А скоро я стала в общении с коровой первой маминой помощницей. Брала ведро, и шла доить корову».

— Судя по вашим словам, можно подумать, что еще в школьные годы видели себя дояркой?

— О работе доярки точно не задумывалась. В школе отличницей не была, но окончила ее только с одной тройкой по математике. Хотела выучиться на агронома, но учебу пришлось оставить. Не зря говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает…» Случаются в жизни обстоятельства, которые меняют планы. Для меня это было замужество, после которого вернулась в Сабанчеево и стала работать в школе кладовщицей. Пойти дояркой на ферму уговорила сестра Валентина, которая и сама всю жизнь доила там коров. «Работа доярки, — говорила мне она, — тебе знакома. – Другой, сама знаешь, в селе найти трудно. Разве что в полеводство пойдешь, но дояркам  платят больше».

После недолгих раздумий Марина Дмитриевна согласилась, но оставаться в доярках долго не собиралась. И на личном опыте убедилась, что ничего не бывает постояннее временного.

«Мне дали группу, в которой было 20 коров. Доила их аппаратом только в летнее время в калде. А в коровнике доильной системы еще не было, поэтому там доила коровушек руками, присев на железное ведро. И руки у меня от этого немели так, словно перетащила  сотни килограммов. Да я и в самом деле перетаскивала — молоко в бидонах  в общую цистерну. Но чем дольше работала дояркой, тем больше привязывалась к коровам. Сейчас на нашей ферме нет уже «персональных» групп коров, операторы машинного доения работают на общий результат звеньями. Наше звено и в этом году рассчитывает надоить на корову более 7 тысяч килограммов молока. Каждая из нас всех коров знает по кличкам, повадкам, надоям, жирности молока. И очень переживаем, когда корова заболеет или трудно телится. А уж когда приходится с коровой расставаться, и слезы у нас бывают. Я полностью согласна с тем, что работать на ферме могут и должны люди, которые действительно любят животных. А доярке особенно нельзя быть злой. Коровы – они, как люди: отзывчивы на ласку, у каждой свой характер, к каждой индивидуальный подход нужен. И всегда очень хорошо они чувствуют наше настроение. Если нервничаем, и корова начинает беспокоиться, головой мотать, ногами перебирать. Может она ненароком и ударить. И, конечно, меньше молока даст».

На работу – с хорошим настроением

— До фермы от вашего дома километров шесть будет. Какое уж тут хорошее настроение останется, пока до нее дойдешь!

— А мы давно уже не ходим на работу пешком. На ферму и домой нас три раза в день на машине возят. И наш коровник не сравнить с тем, что был еще лет десять назад, — рассказывает о добрых переменах на сабанчеевской ферме Марина Дмитриевна, наливая в чашки горячий чай из заварного чайника, на столе рядом в которым стояла и вазочка с конфетами.

 — Коров не привязываем, корма им раздает из миксера тракторист, навоз в транспортер сгребает скотник. Коровы сами, без нашего понукания и толкотни, занимают в доильном зале места во время дойки. У нас система «Елочка», на ней одновременно по 24 коровы доим. Молоко из доильного зала попадает по молокопроводу в холодильник, а уже оттуда молоковоз забирает и отвозит его на сырзавод. Даже не верится, что давно уже не нужно на себе носить тяжеленные бидоны и ведра. И бытовая комната у нас очень уютная. В ней мы не только переодеваемся. Когда заканчиваем утреннюю дойку, почти всегда собираемся здесь всем звеном. Пьем чай и перекусываем едой, которую приносим из дома, храним в холодильнике и разогреваем в микроволновке. Руководитель нашего сельхозпредприятия Дмитрий Николаевич  Игушкин приезжает на ферму, считай, каждый день Интересуется не только тем, сколько молока мы надоили, но и о личных делах спросит. Если помощь кому-то нужна, обязательно поможет. Такое внимание для каждого – стимул, который  весь коллектив настраивает на хорошую работу.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости