0.1 C
Саранск
Суббота, 23 ноября, 2024
spot_img

Дороги Анатолия Кильдюшова

Через год  исполняется  80 лет со дня проведения    на Красной площади в Москве легендарного Парада  Победы. А  5 апреля  2024 года исполнилось бы  100 лет одному из его участников  и нашему земляку из Чамзинского района сержанту А.П. Кильдюшову.

На фронт — через тыл

Вся жизнь Анатолия  Петровича была  связана с дорогами. Первая  из них — железная, на которой, окончив  в селе Большие  Ремезенки семь классов, он начал работать подростком. В бригаде ремонтных рабочих Анатолий  таскал на себе шпалы и укладывал   на них   рельсы. Вся «механизация» — лопата, лом  и тяжеленный молоток, которым  рельсы крепили  к шпалам так называемыми «костылями». Работа  и для взрослых мужчин была  тяжелая. И что уж говорить о подростке! Но спрос  за нее  со всех был одинаковый и очень  строгий: за опоздание или  прогул – принудительные работы, за самовольный уход с работы  – два года тюрьмы.

Рабочий день 21 июня 1941 года  у  путейцев  начался, как и обычно, с полит­информации.  Бригадир С.Т. Терешкин прочитал  из газеты опровержение ТАСС о том, что якобы германские самолеты нарушают воздушное пространство западных границ СССР. А уже  на следующий день  посыльный из сельсовета  с утра  бегал  от дома  к дому, объявляя всем, что началась война. Анатолию  Кильдюшову было тогда  17 лет, и его оставили работать на железной дороге. Осенью  1941 года его со всей бригадой перевели на станцию Красный Узел, где за короткий  срок    нужно было построить еще один тупик.  Анатолий  видел, как по Красному Узлу  днем и ночью шли  эшелоны с танками, орудиями, а  в товарных вагонах ехали на фронт солдаты. Как раз в это время со стороны  Лукоянова через станцию прошли  и несколько пассажирских поездов,  в каждом вагоне которых были  плотно занавешены окна, а на  всех тамбурах стояли  часовые. Это были спецпоезда,  в которых эвакуировали в Куйбышев  с их семьями членов советского правительства.

А в  августе  1942 года  и для Анатолия  Кильдюшова пришло время  одеть военную форму. Это стало для него началом   дороги  фронтовой. С  восемью другими призывниками его отправили   в Рузаевку,  оттуда —  в Горький  на  курсы младших командиров. Анатолий  видел, как по ночам в Горький прилетали немецкие самолеты и сбрасывали бомбы на автозавод и другие предприятия, которые производили все необходимое для фронта.  7 ноября  курсанты пошли  на станцию, откуда их отправили в   подмосковную Коломну. Жили в землянках и целыми  днями  занимались боевой подготовкой в поле, которая требовала  много сил. А кормежка  была  всего 3-4 ложки вареной пшеницы. Добавкой к ней становился вилок капусты, которую удавалось иногда прихватить с поля по пути  в землянку. Вилок целиком бросали в котелок но, сгорая от нетерпения,   съедали почти еще  сырым.

Долгие вёрсты войны

И настал день, когда курсантов, одев в новую форму и вооружив карабинами,  распределили по взводам полка, командиром которого был подполковник  Калинин. Анатолий Кильдюшов   во взводе управления стал связистом. В первых числах января 1943 года полк  был переброшен под Сталинград    на станцию Тишкино, где ему предстояло участвовать в окружении армии   Паулюса. Так наш земляк  оказался на передовой  в составе 446-го гаубично-артиллерийского полка  40-й гаубично-артиллерийской бригады,  с которым по военным дорогам прошел трудный боевой путь  от Сталинграда до Праги. Этот день мог стать для Кильдюшова и последним. Когда полк  выгрузился уже из вагонов, на станцию налетели немецкие бомбардировщики. Но все обошлось.

— 10 января с утра все кругом загрохотало, и земля  задрожала от артиллерийской канонады, — вспоминал Анатолий  Петрович. — Такой гул и такой грохот я слышал впервые. А когда  умолкли пушки, в небе появились наши самолеты… На третий уже день я проходил по полю, на котором шел бой, и у меня шапка от увиденного  ходила на голове: столько  было убитых!

Немцы  пытались помочь  попавшим в  окружение вой­скам, сбрасывая им  с самолетов продовольствие и боеприпасы. Случалось, что  «посылки» с неба падали и на занятую уже нашими войсками территорию.

Суровыми были окопные будни и у наших бойцов. Отделение  связистов, в котором был Кильдюшов, расположилось в наспех вырытой и холодной землянке.  Вокруг  – голая степь, в которой не было не то что хоть одного дома, но и  деревца, чтобы растопить  им буржуйку. «Меня очень удивляло, как  удавалось поварам готовить в таких условиях горячую пищу, — говорил Анатолий  Кильдюшов. – Было и  такое, когда в печурку кидали даже деревянные ручки от немецких гранат».

Радостным для всех стал морозный день 2 февраля, когда немцы капитулировали. «По степи   шли бесконечные колонны, в которых, кроме немцев,  были румыны и  австрийцы   в легких шинелях и кожаных сапогах. На ­обувь   они для тепла  наматывали солому,  а на голову и спину – байковые одеяла. Все они были голодные и просили   у нас,  кого пришли убивать, еду. А возле землянок, в которых жили немцы, мы видели останки лошадей, которых они съели».

А.П. Кильдюшов  на фронте налаживал между войсками не только  проводную  телефонную связь. Когда шли бои под Харьковом, много раз командиры посылали его и с боевыми донесениями. «Доставлять пакеты приходилось часто ночью и с большим риском. Идешь, бывало, по лесу, и чутко прислушиваешься  к любому шороху. Именно в  таких местах немцы  часто  охотились за «языками»: оглушат сзади по голове, и поволокут к себе».

Вслед за Сталинградской, в июле 1943 года развернулась Орловско-Курская битва,   непосредственным  участником боев  которой  также был А.П. Кильдюшов. «Казалось, горело на Курской дуге все, что могло гореть, — вспоминал он. – Плавилось железо,  трескались от жары камни, а ожесточенные бои ни на минуту не умолкали на земле и в  воздухе».

Не сотни, а тысячи километров дорог прошел с боями за годы войны А.П. Кильдюшов, награжденный за ратные дела  орденами  Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». А  враг «наградил» его несколькими ранениями. Преследуя отступающих фашистов, его дивизия освобождала города и села Украины, Молдавии, прошла через Румынию, Венгрию и закончила  боевой путь в Чехословакии.

На Парад Победы

В конце  мая А.П.  Кильдюшову    в  штабе полка объявили,  что ему в составе сводного полка  2-го Украинского фронта предоставлена честь пройти по Красной площади на  Параде Победы в Москве.  Каждый  из десяти  фронтов  вместе  с боевыми знаменами частей и соединений направил на  Парад Победы по одной тысяче   особо отличившихся в боях солдат, матросов, сержантов, офицеров, Героев Советского Союзы и полных кавалеров ордена Славы. Отбор   на Парад  происходил с особой тщательностью: у его участников должны были быть безукоризненная боевая выправка, не менее пяти наград. Во внимание  брали и боевой стаж. До мельчайших  деталей  была продумана экипировка участников  Парада. Для них    на  московских фабриках за короткое время была специально пошита парадная форма.

24 июня 1945 года  с утра пошел и не прекращался до самого вечера проливной дождь, однако он не  стал препятствием для проведения Парада Победы. Сводный полк, в котором был А.П. Кильдюшов, стоял   напротив трибуны  Мавзолея В.И. Ленина, на которой находились  Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, высшие военачальники и члены Правительства.

 «Это для меня были незабываемые минуты, — вспоминал о своем участии в Параде Победы  А.П Кильдюшов. – А вечером небо над Москвой   украсил    салют Победы, за которым  мы с нескрываемым восторгом  наблюдали   в центре столицы».

А после   Парада Победы для  А.П. Кильдюшова снова начались армейские будни. Домой  возвратился лишь в  марте 1947 года, и снова связал  он свою жизнь  с дорогами. Начав с должности  мастера дорожного участка, после окончания  Борисоглебского  автодорожного техникума Анатолий  Петрович в разное время работал  начальником дорожно-эксплуатационного участка, ДСУ-3,  мелиоративной организации ПМК-13. Это под его руководством  в Чамзинском районе были построены  первые оросительные системы.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости