1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

«Дети войны»: И жизнь прожить, и поле перейти

Анатолий Утешев принадлежит к поколению людей, которых ныне называют «дети войны». Многодетная семья из деревни Старая Сазоновка Ковылкинского района познала все тяготы лихолетья Великой Отечественной войны. Он, конечно же, не помнит, как провожали отца на фронт. Но ему никогда не забыть, как тот вернулся в 1945 году домой на костылях. Особо врезался в память осколок немецкой мины, завернутый в коричневую от высохшей крови марлю. Должно быть, в госпитале капитану Александру Ильичу Утешеву, кавалеру трех орденов Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и полдюжины медалей, врачи отдали осколок на память, чтобы не забывал, как чудом остался жив.

Несколько лет спустя, отца, агронома по специальности, назначают директором Самаевской МТС, находившейся у самой границы с Наровчатским районом Пензенской области. К приезду семьи на новое место жительства, МТС, располагавшаяся в чистом поле, состояла всего лишь из деревянной конторы, фундамента будущей ремонтной мастерской и трех небольших цистерн, называвшихся нефтебазой.

Родители были озабочены крохотной каморкой в конторе, где им предстояло жить. Анатолия же очаровал простор полей, уходивших во все стороны до самого горизонта. Прекрасные в любое время дня, любое время года, они очаровали его на всю жизнь.
Первыми его книжками были всевозможные брошюры отца о возделывании сельскохозяйственных культур, севооборотах, травопольной системе академика Вильямса, а потому, окончив десятый класс, не раздумывая, он подал документы в Пензенский сельскохозяйственный институт.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

В 1961 году после окончания вуза его направили на работу в колхоз «Светлый путь» Ковылкинского района. Становление его как специалиста пришлось на время правления страной Никитой Сергеевичем Хрущевым. В те годы он чуть ли не силой заставил селян повсеместно выращивать кукурузу.

Начинающему агроному «Светлого пути» пришлось осуществлять эту установку в жизнь. Тогда только-только начали применять квадратно-гнездовой способ возделывания этой культуры. Суть ее заключалась в том, чтобы посевы на поле выглядели как клеточки в школьной тетради по арифметике. А чтобы получить такие клеточки на поле, ему пришлось в ту, для него первую, посевную пролить, без преувеличения, чуть ли не сто потов.

Он замучился сам и замучил молодого тракториста Мишу Севостьянова, своего сверстника. В ожидании всходов молодой агроном измаялся, не находил себе места. Получатся ли квадраты? На четвертый или пятый день на поверхности плантации наконец-то стали появляться остренькие зеленые шильца проросшей кукурузы. Еще не все зерна проросли, но на поле уже угадывались строго вычерченные квадраты. А на следующий день рано утром, приехав на поле, он ахнул: «Получилось!»

В колхозе это восприняли как должное. Дескать, ничего особенного, на то в колхозе и ученый агроном. Однако эта внешняя сдержанность не отражала сути дела. Зеленые квадраты не остались незамеченными, благо они были у всех на виду и было это многим в диковинку. Одними из первых их заметили газетчики. Тракторист Миша Севостьянов в одночасье стал районной знаменитостью, знатным кукурузоводом.

Не остались незамеченными идеальные зеленые квадраты и районным начальством. В «Светлом пути» провели районный семинар кукурузоводов. Агроном – кучерявый рыжеволосый очкарик очаровал всех участников семинара своей эрудицией, не по возрасту спокойствием, ощутимым превосходством над присутствующими своими познаниями.

Год спустя, его пригласили к первому секретарю райкома партии Александру Ивановичу Беляйкину. Тот безо всякого вступления озвучил цель вызова: «Хотим рекомендовать тебя, Анатолий, на должность первого секретаря райкома комсомола».
«Так мне ж отказали в приеме в партию, – парировал молодой агроном».
«Это, как я понимаю, в мое отсутствие было, – припомнил Беляйкин. – И за какие грехи тебе было отказано?»
«Многолетние травы в колхозе не распахали…»
«Так это установка ЦК КПСС и лично Никиты Сергеевича Хрущева. Они подлежат безусловному исполнению. Ясно?»
«Так ведь…– хотел что-то возразить молодой агроном. Однако Беляйкин не дал ему договорить. – Ладно, Анатолий, мы давно присматриваемся к тебе. Парень ты хороший. Завтра утром тебя ждут в обкоме комсомола. Пройдешь собеседование, а потом проведем пленум. Понял? А вот бодаться с начальством я тебе не советую».

К слову, Анатолий Утешев слыл хорошим секретарем. Был он в те годы смел, общителен, острым на язык. Энергии – хоть отбавляй. Впору было держать на вожжах, то есть обладал необходимыми чертами лидера.

Мудрый Беляйкин угодил точно в «десятку». Хлопот новый секретарь райкому не доставлял. В течение четырех лет фамилия Утешева регулярно появлялась в районной и республиканской прессе с очень приличными зарисовками и корреспонденциями.
Четыре года работы с молодежью – срок достаточно большой, и он уже начал задумываться – куда податься после комсомола. Сам метил в председатели колхоза и как бы в подтверждение правильности своего выбора вспоминал полюбившиеся строчки из стихотворения Сергея Есенина: «К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу – я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, памятью деревни я ль не дорожу?»

Однако судьба распорядилась иначе. Ему предложили поехать на учебу в Ленинградскую Высшую партийную школу. Поколебавшись, он выбрал отделение печати, радио и телевидения, полагая, что со временем это может стать подспорьем писательскому ремеслу.
Два года учебы в Ленинграде пролетели как один день. По возвращении в Мордовию заведует отделом пропаганды и агитации республиканской газеты «Молодой ленинец». Через два года становится ее редактором.

«Молодежка» периода 60-70-х годов прошлого века была центром притяжения республиканской творческой элиты. Завсегдатаями газеты были поэты Борис Сиротин, Виталий Юшкин, заглядывали к молодым журналистам писатели Илья Девин, Иван Пиняев, Яков Пинясов, Александр Соболевский, артисты Геннадий Некрасов, Вячеслав Акашкин и другие яркие представители местной богемы. Тираж газеты рос из года в год. К 1975 году он достиг почти 40 тысяч экземпляров.

С 1975 по 1988 год Анатолий Александрович работает в аппарате Мордовского обкома КПСС. Десять лет из них заместителем заведующего отделом сельского хозяйства и пищевой промышленности, три года помощником первого секретаря ОК КПСС. В своей книге «Они были первыми» (Саранск, Мордовское книжное издательство, 2017) он пишет об этом так: «Ритм работы в обкоме, а он был просто бешеным, не оставлял ни минуты свободного времени. Работа выжимала все силы без остатка. Приходилось не только готовить нескончаемый поток всевозможных справок, постановлений, выступлений и т.д. Нужно было еще постоянно выезжать в командировки в районы, колхозы, совхозы, организовывать работу инструкторов, всевозможных «бригад» министерств и ведомств. За тринадцать лет работы в обкоме я объездил республику вдоль и поперек. Не было не то что района, населенного пункта, фермы, где бы я не побывал».
В 1988 году его назначают главным редактором газеты «Советская Мордовия». Он не любит вспоминать годы, проведенные в ней. В стране уже бушевала «пандемия» перестройки. Не миновала она и коллектив редакции. «Экипаж доверенного ему «корабля», — вспоминает он, — взбунтовался». Часть «бунтовщиков» он тотчас же уволил. Несмотря на сопротивление части сотрудников, изменил формат газеты (она существует по сей день). Газета становилась популярной, тираж ее перевалил за 70 тысяч экземпляров. Однако в республике сменилась власть. Он остался на противоположной стороне баррикад, а по истечении двух лет положил на стол первому секретарю Мордовского рескома В.И. Скопцову заявление об освобождении от занимаемой должности.

В 1993 году депутата Верховного Совета МАССР А.А.Утешева избирают первым заместителем Председателя Верховного Совета МССР. Его избрание совпало с роковыми событиями в Москве. 27-28 сентября началась осада Белого дома. Новоиспеченный зам спикера мордовского парламента шлет Ельцину телеграмму за телеграммой с протестами, наивно полагая, что его послушаются.
Утром 4 октября танки таманской дивизии с офицерскими экипажами начали расстреливать Дом Советов России. Эти роковые минуты ему никогда не забыть. После всего увиденного им и показанного всему миру еще сложнее стало работать на местах. Ему часто приходилось вести сессии. Стоило больших трудов удерживать раскаленную до бела аудиторию «в рамках», отстоять свое мнение. Выручали хладнокровие и выдержка. Тем не менее, в 1995 году, когда на обсуждение депутатов был вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета МССР, он в знак протеста отказался вести сессию. До сего времени не может себе сказать, был ли он тогда прав.

В 1995 году А.А. Утешев возглавил Комитет по национальной политике при Правительстве Республики Мордовия (с 1998 – Государственный комитет по национальной политике РМ).

Ельцинский клич: «Берите суверенитета, сколько проглотите» взбудоражил все большие и малые народы России. В Мордовии, например, с этой целью осенью 1990 г. был поставлен вопрос о принятии Декларации о суверенитете. Предложенный проект трактовал суверенитет как верховенство, независимость и самостоятельность республики во всех вопросах государственной и общественной жизни, за исключением добровольно переданных ею в РСФСР и СССР. Он предусматривал исключительное право народов республики на владение и распоряжение всею собственностью, не отнесенной к ведению России и Союза.

Отдельные активисты национального движения не были согласны с предложенным проектом декларации, и пошли еще дальше. Например, «Масторава» выступила с собственным проектом «Декларации о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики». Короче, нафантазировано было много.

Надо отдать должное, в республике возобладал здравый смысл. Проекты Деклараций о суверенитете республики были отклонены и не рассматривались. Процесс этот прошел без каких бы то ни было противоречий, так как шаги, предпринятые руководством республики в области национального строительства, носили умеренный характер.

Уйдя на пенсию, А.А.Утешев не остался без дел. Растил внука Ивана, который стал не только гордостью Мордовии, но и России. Будучи учащимся лицея для одаренных детей, стал золотым и серебряным призером девяти мировых олимпиад по астрономии, астрофизике и физике, награжден высшей государственной наградой Республики Мордовия орденом Славы III степени. Сейчас он студент четвертого курса Московского физико-технического университета.

У самого Анатолия Александровича к этому времени к трем книгам, написанным в молодости, прибавилась еще одна – «Они были первыми». Книга издана в 2017 году Мордовским книжным издательством.

Переведены на мокшанский и опубликованы в журнале «Мокша» комедия «На похороны в Америку», дайджест «Послесловие к парадному портрету», несколько рассказов. Сотрудничает Анатолий Александрович и с «Известиями Мордовии».
Творческая работа не мешает юбиляру быть активным участником общественной жизни. Он член Консультативного совета ветеранов при Главе Республики Мордовия. Награжден медалями.

Такой он вот человек. Простой и сложный одновременно, серьезный и искрометный, оптимист и жизнелюб, патриот и государственник. Люди такого склада всегда были на Руси. Это они вершили и вершат историю своего края, своего Отечества.
С юбилеем Вас, Анатолий Александрович! И многая, многая Вам лета!

Наталья ПЕРШИНА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости