12.9 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

«Детей нужно просто любить»: более тысячи лет стажа насчитывает педагогическая династия из Мордовии

По школьным коридорам раздался звонок. В 6 классе закончился последний урок.  «До свидания, Галина Викторовна», — уложив учебники и тетради в портфели, прощались ученики. А Галина Викторовна Алямкина – учитель русского языка и классный руководитель — провожала ребят доброй улыбкой.

На столе у учителя Ковылкинской школы №3 стопка тетрадей – работа на вечер. А на партах – дипломы, награды, семейная летопись и исторические материалы. Это зримые свидетельства  работы большой педагогической династии, общий стаж которой насчитывает почти 1300 лет. 

Только у Галины Викторовны и ее супруга Анатолия Ивановича на двоих 70 лет работы в образовании. Их старшая дочка Екатерина – достойный продолжатель династии. Она кандидат психологических наук, доцент, заведует аспирантурой в одном из вузов Москвы. Младшая дочка — Елена — до декрета трудилась педагогом допобразования.

Родители, братья, сестры, многочисленные тети и дяди супругов Алямкиных – всего больше шестидесяти человек — в разное время были и сейчас остаются учителями школ и преподавателями ведущих вузов страны.

И если собрать всех родственников, которые преподают сейчас, то получится целый педагогический коллектив большой школы. И найдутся в этом коллективе специалисты по всем направлениям. Журналисты «Известий Мордовии» пообщались с представителями этой уникальной династии.

Пятерка — в тетрадь

На одной из парт в классе – большой портрет. «Это моя мама Прасковья Александровна Родькина, — поясняет Галина Викторовна. — Она работала в Вечкенинской школе Ковылкинского района. Именно ее я считаю началом и истоком педагогической династии по нашей линии. Она преподавала родной язык, была заслуженным учителем МАССР. К ней на уроки приходил даже министр образования страны Евгений Ткаченко. За опытом приезжали педагоги из Марий Эл, Оренбурга и Чувашии».

Галина Викторовна окунается в воспоминания из детства…

Это были самые уютные вечера. Когда все домашние дела переделаны, над письменным столом зажигалась лампа и юная Галя усаживалась поудобней — рядом с мамой. Перед Прасковьей Александровной лежала большая стопка тетрадей. Она открывала одну за другой, исправляла ошибки, выводила оценки. За маминой работой Галя могла наблюдать часами. Ей так хотелось быть похожей на маму, тоже взять в руки ручку и ставить ученикам отметки. Прасковья Александровна видела интерес дочки, и время от времени выдавала ей пару-тройку тетрадей на проверку. Галя ошибки, конечно, не исправляла, но простым карандашом даже оценки ставила. Мама потом перепроверяла и чаще всего утверждала выводы юной «учительницы», которая ну очень любила ставить пятерки.

А самой популярной игрой в доме Родькиных была игра в школу. В семье воспитывалось четверо детей, к ним приходили друзья и подружки. Старшая Галина усаживала всех за стол и начинала «урок». Тогда еще не настоящий.

Мечта деда

Вообще, династия педагогов  – это не просто стечение обстоятельств. Именно об этом мечтал дед Галины Викторовны – Александр Егорович Тингаев. Нет, сам он педагогом не был, но видел тяготы военных лет. До войны вся семья Тингаевых жила в Ленинграде. Во время блокады детей отправили в Мордовию, Александр Егорович остался защищать Ленинград.

После победы глава семьи тоже вернулся в рузаевское село Болдово, где жили жена и дети. Александр Егорович стал пекарем. После голодных блокадных лет, военного лихолетия ему всегда хотелось накормить всех теплым и самым вкусным караваем, румяными пирогами и лучшими блинами. А своих детей он видел в одной из самых мирных профессий – учительской. Так и случилось.

У Александра Егоровича было восемь детей, и большинство из них стали педагогами. В их числе и Прасковья Александровна. Ее давно уже нет в живых, но в селе Вечкенино педагога с большой буквы уважают и помнят до сих пор.  «Мы не можем без трепета произносить имя нашей мамы, нас переполняет чувство любви и уважения, — говорит Галина Викторовна. — Это добрый, но в то же время строгий и очень справедливый человек. Она на нас даже не ругалась, ей достаточно было посмотреть и в глазах читалось все. Ее мудрость и тактичность – главные качества. Папа, который, кстати, тоже был учителем, умер рано. Мама воспитывала нас одна. Она постаралась передать нам чувство ответственности. В первую очередь ответственности за то, что она учитель, и мы не можем ее подвести.

Дети не подвели, внуки тоже.

Учитель церковно-приходской школы

Супруг Галины Викторовны – Анатолий Иванович Алямкин — 35 лет отработал в образовании. Он преподавал мокшанский язык, был директором сельских школ в Ковылкинском районе, четыре года возглавлял Управление образования. Сейчас он руководит Краеведческим музеем в городе Ковылкино, но оставить школу все же не смог. По совместительству Анатолий Иванович школьный психолог.

По его линии корни династии уходят во вторую половину 19 века. Прапрабабушка Анатолия Ивановича работала учителем церковно-приходской школы в селе Александровка Вертелимской волости Починковского уезда Нижегородской губернии. О подробностях ее педагогической деятельности семья знает немного. Но существует своего рода семейная легенда. Самые старшие представители рода Алямкиных рассказывают, что прапрабабушка умерла рано от тяжелой болезни. Перед смертью она позвала к себе соседей и попросила забрать к себе ее единственного сына и принадлежащую семье землю. Так и случилось, односельчане усыновили ребенка и воспитывали его.

Родители Анатолия Алямкина учителями не были, а вот тети и дяди работали в Краснопоселковской и Вертелимской школах Старошайговского района и его учили. Потом по их стопам пошли старшие сестры и братья. Особая гордость семьи — родной дядя Николай Степанович Алямкин – доктор наук, профессор, лауреат Госпремии в области литературы. Он работал на филологическом факультете МГУ им.Н.П. Огарева.

Семья года

Анатолий Иванович и Галина Викторовна Алямкины вместе учились на филфаке. Он – на мордовском отделении, она – на русском. Там и познакомились. А после окончания вуза поехали работать в Ковылкинский район. Кстати, День учителя в этой семье не просто профессиональный праздник, но и день создания семьи. В этом году супруги отметили 35-летие совместной жизни.

Общаясь с представителями педагогической династии, я поймала себя на мысли, что могу слушать их часами. Речь образная, рассказы жизненные, откровенные, без лишнего пафоса. Они настоящие педагоги – грамотные и интеллигентные. И неслучайно они победители и призеры различных учительских конкурсов не только на региональном, но и на федеральном уровнях. А в этом году Алямкины признаны еще и семьей года. 

Кстати, не так давно Анатолий Иванович и Галина Викторовна получили письмо от губернатора Московской области. Вот уж была неожиданность! В конверте нашли благодарность Андрея Воробьева за воспитание дочерей – Екатерины и Елены. Обе – обладательницы грантов губернатора Московской области, активные участницы мордовского землячества при Правительстве Москвы и Московской области. Екатерина Анатольевна – участница кадрового конкурса «Моя Мордовия».

Наша беседа завершалась, и у меня несколько вопросов к Галине Викторовне Алямкиной. Об учителе и учениках.

— Каким должен быть учитель?

— Прежде всего, справедливым. И, конечно, подготовленным к каждому уроку. Важно, чтобы ребенок приходил на урок с желанием, чтобы получал как можно больше знаний. Тогда мы будем читать тепло в глазах ребят. Еще одна важная деталь в учительской профессии — детей нужно просто любить.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости