19.6 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

Держательница воды Ведява, держательница воды серебряная! 

В представлении разных народов вода является панацей от многих болезней и недугов. Эрзяне и мокшане в стародавние времена также ценили лечебные свойства воды и всегда обращались за помощью к великой богине воды – Ведяве, с почтением называя её «Держательница воды Ведява, держательница воды серебряная!». 

Ведява считалась божеством женского рода, хозяйкой воды, покровительницей плодородия, а также любви, брака и деторождения. В ней воплотились традиционные представления народа о воде как стихии, с одной стороны, дающей жизнь земле и живым существам, с другой постоянно угрожающей человеку. Считалось, что вода и духи, обитающие в водоёмах, могли не только исцелять человека, но и подорвать его здоровье. 

Родники 

Универсальным ритуалом считалось хождение за «ведьпря» — зачатком, верхушкой, головой воды. «Ведьпря» — это первая вода, черпаемая из источника, которая бралась рано-рано утром, пока никто не притрагивался к водоему. Такая вода считалась целебной. 

Особое место в жизни мордвы занимали и занимают родники – «лисьмапря». Раньше их было много, и они все были ухоженными. Именно из родника в основном носили «ведьпря». Для некоторых ритуалов необходимо было набрать воду из семи источников. 

Но существуют и такие водоемы, вода в которых считается неблагоприятной для людей. Названия их говорят сами за себя, например, «Раужолисьма» – Чёрный колодец.  

Чёрный колодец 

Вот какую историю мы услышали в одном из сел Большеберезниковского района. Жительница села Мария Л. вспоминает, как её муж однажды напился воды из Черного родника: «Мы тогда купили из соседнего села Нерлея корову. Первый раз выгнали её в стадо, а она, видимо, затосковала по бывшим хозяевам, и когда вечером пастух пригнал буренок в село, наша пробежала мимо двора и бегом в Нерлей. Делать нечего, пришлось хозяину собраться и идти за непутевой скотинкой». 

Пешком до этого села километра три. Когда Василий прошел весь путь и дошел до нужного дома, сразу увидел свою корову, стоящую перед домом старых хозяев. Мужчина подошел к кормилице, та, понурив голову, покорно пошла за ним. Вечер был июньский, жара стояла весь день и даже после захода солнца.От духоты хотелось пить. Буренка тоже намаялась. Вот и родник, издавна называли его Черным, хотя вода в нем синяя-синяя, прозрачная, чистая. Выходит источник из самой глубины земли, выбрасывая мелкие белые камушки наверх. Из родника вытекает ручей и впадает в местную речку Орлейку. Но сельчане источник особо не жаловали, про него рассказывали разные нехорошие истории. «Ерунда, — подумал Василий, — это просто он очень холодный. Я небольшими глотками, не торопясь…» Сделав глоток, Василий дальше уже ничего не помнил. 

Нина ждала мужа долго. Нет и нет мужика… Сначала она подумала, что тот долго ищет скотину, может, та где заплутала. Но когда было уже далеко за полночь, забеспокоилась не на шутку. Встревоженная женщина побежала в клуб за братом, мол, так и так, надо пойти искать пропавшего. 

Шурин Василия доехал на мотоцикле до соседнего села, там ему сказали, что «был, да давно уже ушел». Михаил нашел заплутавших у родника. Василий с мутными глазами, весь какой-то осунувшийся, не мог выговорить ни слова, не то чтобы что-то внятно объяснить. Спал он после этого сутки. Животное никого к себе не подпускало, так и осталась в тот вечер недоенной. 

Что случилось около Черного родника, так и осталось загадкой. Василий вспомнил лишь, что выпил воды, в глазах у него потемнело и ему стало дурно. 

Ещё случаи 

Почти такая же история случилась и с местным парнем, который выпил из родника во время сенокосной поры. Благо, случилось это днем и был он не один. Очевидцы рассказывали, что Иван (так звали парня) потерял ориентир, не мог разговаривать, хватался за голову и пытался куда-то бежать. Очнулся несчастный только в больнице. 
Вспоминают случай и с летальным исходом. Прибыл тогда в село командировочный из Москвы. Какова была цель командировки, уже никто не помнит. Ходил столичный гость по полям, смотрел урожаи. Вот и наткнулся на родник… В районной больнице его не спасли. 

Исследования по ГОСТу 

Санитарно-гигиенические исследования показали, что вода в Черном роднике просто исключительная. Нитриты, нитраты, фториды в норме. Прошли по ГОСТу и результаты содержания в воде аммиака, хлоридов, сульфатов. Другие исследования тоже соответствуют гигиеническим нормативам. 

В чем же причина? Опять же, по воспоминаниям сельчан, выращивали здесь когда-то коноплю, вероятно, это растение и повлияло на качество воды, земля впитала свойства этого растения.  

«Вполне возможно, — предположили специалисты Санэпидемстанции, — только для окончательного вывода нужны определенные исследования, более сложные». 

Надо сказать, когда мы нашли этот родник, то он оказался совсем заросшим, что тут сказать – не балуют его вниманием местные жители. А ещё он имеет форму креста. 

«Вода — жизнь, вода – спасение» 

Большеберезниковский район, вообще, богат большими и малыми водоемами: ручьями, речками, озерами. Кроме Инерки, есть здесь озера Большой Чудомаз и Малый Чудомаз. Посреди одного из этих озер, на острове, всегда рос дикий лук. За ним местные жители ходили по весне, пройти можно было только по определенной тропе.  

Нередко бывали такие случаи, что до острова добирались, а вот обратно брод искали часами. Баба Матрена как раз и рассказала нам про такой случай: «До острова мы дошли спокойно, место это я с детства, как свои пять пальцев, знала, так что с закрытыми глазами могла бы пройти. Лук собрали быстро, урожай в тот год был хороший. С полными лукошками бабы собрались домой, а обратную дорогу не найдем. Мы вокруг острова полдня бродили, не пускает вода и все тут… Недаром говорят, «вода — жизнь, вода — смерть, вода – спасение». Так и стемнело, обессиленные все легли спать. А в полночь меня как осенило, я встала и прямиком направилась к заветной дорожке. Потом вернулась, всех разбудила, и мы спокойно переправились на берег». 

С уходом языческих времен забылась и богиня Ведява. Вместо «ведьпря» мы теперь несем в дом крещенскую воду. В наше время про исцеляющие свойства воды написан не один научный трактат. Только вот отношение к родникам, колодцам, к водоемам не прежнее, не такое, как у предков. И, вроде, небольшое уж это дело — восстановить родник, почистить колодец, но не считается оно значимым, первоочередным. И исчезают с лица земли синие родники, где когда-то обитали божества. Может, как раз за это и насылаются болезни на человека? 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости