1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Дед Петра Первого служил воеводой в Темникове

Об этом факте известно немного. В региональной архивной службе просто нет документов, связанных с тем историческим периодом. Но дотошные профессиональные краеведы, исследуя документацию Российских архивов, где хранятся более обширные сведения, обнаружили соответствующие подтверждения. Правда, чтобы прочесть их, понадобилось ещё перевести тексты со старорусского на понятный сегодня язык. 

Так вот. Дед Петра Первого Кирилл Полиектович (в разных транскрипциях Полуэктович, Полуехтович) Нарышкин, отец второй супруги царя Алексея Михайловича Романова Натальи. Сам он родился в 1623 году в семье не особо знатного тарусского городского дворянина. 

Но, судя по имеющимся документальным свидетельствам, Кирилл Полуектович обладал отменной деловой хваткой. По крайней мере, ещё до замужества старшей дочери Натальи он сумел значительно увеличить свою земельную собственность и материальный достаток. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

Можно утверждать, — считают исследователи, что Кирилл Полуектович занимал солидную должность и имел приличный доход на обеспечение семьи. 
В 1658 году Кирилл Полуектович служил стряпчим рейтарского строя. Так именовали царского чиновника при конном полку. Принимал участие в большой войне с поляками. В 1663 году – ротмистр в полку «новонабранных рейтар» под командованием боярина Артамона Матвеев, благодаря расположению которого вскоре Нарышкин стал головой в стрелецком полку, а в конце 1660-х годов пожалован в стольники. По мнению ученых, царь Алексей Михайлович тоже благоволил Нарышкину задолго до женитьбы на Наталье. 
Назначенному воеводой в Темников стольнику Нарышкину, прежде всего, вменялось реорганизовать в местных краях ямскую деятельность. 

Именно в пору царствования Алексея Михайловича активно развивалась почтовая связь посредством конной готьбы. Ямами (от тюркского «дзям» — «дорога») назывались специально организуемые станции, где содержали разгонных ямских лошадей, с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2} 

Кстати, правившие ямскими лошадьми кучера, состояли на госслужбе и занимались не только доставкой почтовых сообщений, но и перевозкой чиновников, казённых грузов, охраной перевозимых грузов и седоков. И соответственно, получали от казны денежное и пороховое жалование. 

— При создании яма у темниковских мурз было взято 10 крестьян с семьями. Они содержали по три подводы на человека и снабжали ими ямщиков. Но такого числа подвод явно не хватало для бесперебойного функционирования почтовой службы, — поясняет заместитель директора Республиканского краеведческого музея им. Воронина Дмитрий Фролов. – Поэтому по царскому указу было велено «имать подводы под послы и под посланники, и под купчины, и под бояр наших», которые ездили «из Астрахани и с Терка, и с Саратова». Требовалось не 30 подвод, а много больше. Темниковские мурзы, ссылаясь на непомерную тяжесть такой повинности, обратились с челобитной к царю, попросив ликвидировать льготы, предоставляемые другим местным владельцам лошадей. Алексей Михайлович решил «пожаловать» мурз и татар, «чтоб им одним от подвод вконец не погибнуть и розно не разбрестись».

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

В общем, для обеспечения ямщицкой службы Нарышкину пришлось задействовать также «крестьян посадских Новой Слободы, и мордве, и Пурдышевского монастыря…». 
Любопытно, что в ту пору один человек в определенном городе или крепости на должность воеводы подолгу не задерживался. Как бы сейчас сказали, в целях предотвращения коррупции и иных злоупотреблений. «В Темникове, — говорит Д. Фролов, — воеводы менялись ежегодно. И стольник Нарышкин вскоре получил новое назначение. А в 1671 году после бракосочетания царя Алексея Михайловича с его старшей дочерью Натальей, Кирилл Полуэктович был пожалован в думные дворяне, и через год, в день рождения царевича Петра получил титул боярина. 

Мила МЕЛЬНИКОВА. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости