1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Чужая мета руку жжёт. О чем говорят мордовские магические знаки?

Мордовские магические знаки — «пазава», «тешкс», «серма» — интересовали ученых еще в 17 веке. Откуда они взялись, о чем рассказывают? Почему эти незамысловатые черточки, крестики, ромбы, которые ложатся то красной нитью на домотканую одежду, то еле заметной зарубкой на домашнюю утварь, так привлекают? Издавна люди использовали их для обозначения и сохранения вначале родоплеменной, а затем семейной собственности. «Тешксы» ставились на участки леса, пашни, луга, тем самым говоря, этот надел имеет своего хозяина, «прочти» мету, она скажет, кто занял это место.

Родовой знак
Исследователи мордовских «тешксов», среди них и доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики преподавания МГПУ им. М.Е. Евсевьева Владимир Рогачев, отмечают что, чаще всего знаки собственности наносились на те предметы, которые имели «хождение» среди родственников и соседей. Это приспособления для валяния валенок, корыта для рубки капусты, ступы, пахталки, донца прялок.
Известно, когда сыновья отделялись от отца и основывали свои хозяйства, то должны были, во избежание имущественных недоразумений, выбрать себе знак. Причем старший сын пользовался отцовским знаком, а младшие семейный знак лишь несколько видоизменяли.
Знаки могли изменяться самым разным образом: «вращаться» вокруг оси, перечеркиваться, удваиваться. Но обязательно сохранялась преемственность с исходной, отцовской метой. Знак собственности замужней женщины обычно повторял знак мужа, но над ним проводилась кривая линия – «покрышка».
«Фамильные гербы»
Значение «тешксов» было различным. Например, волнистая линия представляет водную поверхность, выгнутая кривая линия – лодку, крест в середине круга – колесо, прямоугольник – дом. На «крестьянских фамильных гербах» встречаются изображения народных музыкальных инструментов, как торамо, балалайка, что говорит о музыкальных способностях семьи. Семейный знак, имеющий форму пророщенного зерна, явно указывает на род хлебопашцев. Некоторые знаки указывают на обладателей кузнечным ремеслом, на охотников.
Ученые отмечают, что наиболее древними являются знаки, наносимые на ритуальные предметы, могильные памятники («сюруй чувто»), которые в дохристианские времена устанавливались вместо крестов, затем на кресты вплоть до 80-х годов 20 века. Здесь нетрудно заметить религиозно-магическое значение этих родовых символов, каждый из которых, указывая на принадлежность креста, как бы говорил: «не трогай меня», тем самым охраняя покой усопшего.
Наносятся «тешксы», «пазавы» на крест при его подготовке. После того как крест подготовлен, прибиты крестовины, плотник, по совету знающих пожилых людей, на расстоянии 100-110 см от комлевого конца бревна рисует знак, и по контуру стамеской или топором наносит его окончательно. Ставились меты и на могильных камнях и плитах, которые встречаются в некоторых мордовских селах. Старожилы этих местностей так трактуют традицию устанавливать камни на могилах: «Умирая, человек уходит в мир иной, где проходит целый ряд испытаний, одним из которых является переход через бурную речку. По камням душе легче перейти на другой берег».
Тамга – документ
Характерным примером мордовского доалфавитного письма являются знаки и меты, которые ставились на бирках, палках пастухов и сборщиков налогов. На бирках определенными семейными метами и пиктографическими знаками отмечались владельцы дворов, число мужских и женских душ, площадь посевов, сумма налогов и др. Зарубками отмечали количество мужских душ, а точками – количество женщин. Такая система мет позволяла мордве заносить на палки любую информацию о хозяйственном положении села и считалась удобной для употребления.
Благодаря хорошо отлаженному делопроизводству в дореволюционной России до нас дошло значительное количество знаков, первыми исследователями «тешксов» были приказные люди русской администрации, которым необходимо было иметь сведения о значении тамги в каждом случае (клятвенные, родовые, ясачные и пр.). Ясачные сборщики производили на месте подробный опрос относительно значения тамги. Выяснив смысл знака, они расшифровывали его на документе.

«Шайтанова рожа»
Для конца 16-17 века характерны изображения кружков, расположенных в различных комбинациях. Что же за кружочки изображали наши предки? Есть предположение, что они у суеверных крестьян обозначают изображение личины идола. Возможно, кружочки есть не что иное, как элементы сакрального знака «шайтанова рожа», на котором приносили клятву, обещая давать правдивые показания «по вере и шерти».
Тешксы, знамена, тамги, закрепляя собственность за той или иной крестьянской семьей, в представлениях мордвы одновременно сохраняли ее, как бы доглядывали за ней, сторожили. Эти суеверия объяснимы. В древности любой знак вызывал священный трепет, тем более имеющий отношение к имуществу другого рода. Как же знак мог оберегать?
Дело в том, что во многих знаках присутствует такой важный элемент, как «глаз». В отсутствии хозяина «глаз» «сторожил» собственность. Подобный знак есть и на женской рубахе, на головном уборе, которые по замыслу вышивальщиц, выполняли функцию оберега.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости