22.3 C
Саранск
Четверг, 13 июня, 2024
spot_img

Что за профессия такая — коновал?

Кто жил на селе, тот видел, как накинутым на рога арканом из широкого ремня валят на землю корову, чтобы обрезать ей копыта. Один человек валит, а его помощники скручивают ей ноги, чтобы не лягалась и не смогла встать.
Раньше таких людей называли коновалами, и сами они на это не обижались.

Это же ветеринар!
В наше время слово «коновал» — синоним плохого и невежественного лекаря. В старину же коновалы были представителями очень распространенного ремесла. Не имея ветеринарного образования, занимались лечением домашнего скота, преимущественно, лошадей. И даже после того, как в России на государственном уровне озаботились подготовкой ветеринарных специалистов, первые школы для них назывались коновальскими. Выпускников таких школ направляли, в основном, в кавалерийские и артиллерийские части Российской армии. Их тоже называли коновалами, и лишь с 1869 года – ветеринарными фельд¬шерами.
Также коновалами были ходившие по деревням крестьяне и кочевые цыгане, первоначальным и главным занятием которых было охолащивание жеребцов. И само слово «коновал» связано с проведением именно этой операции: коня или другое животное, чтобы превратить в мерина, вола, борова или валуха, надо было сначала повалить на землю.
Коновалы лечили и болезни животных, и в этом распространенным методом было у них кровопускание. Но больше всего применяли растительные и минеральные снадобья, травы. А при вздутии живота, как это делают и сейчас ветеринары, прокалывали животному желудок.

Их знали в лицо
В своих селах коновалов народ знал в лицо. Но были в России и центры отхожего коновальского промысла, большая часть мужского населения которых занималась этим ремеслом вдали от родных мест. Коновалы ходили по разным губерниям, оказывая услуги всем, кто их об этом просил. А пока странствовали, их дома оставались в запустении. В них жили только женщины и дети, которым глава семейства поручал собрать и приготовить во время своего отсутствия годовой запас трав, кореньев и снадобий. Среди них ценились богородская трава, зверобой, истертые в порошок березовые и ясеневые листья, репейный корень, корень папоротника.
В арсенале коновалов были заговоры, причитания и молитвы.

Домой – с богатством
Коновалы уходили на заработки с широким ремнем для повала животных на плече, с кожаной сумкой с инструментами и снадобьями на поясе. Ремень украшала массивная бляха из меди или латуни с изображением коня и человеческих фигур. Начищенная до блеска, она была своего рода профессиональной эмблемой самоназванного ветеринара. Каждый коновал брал с собой помощников из крепких и ловких парней.
Домой коновалы возвращались к лету не только с деньгами, но и с одеждой, домашней утварью.

В Ардатовском уезде
На территории современной Мордовии коновальский центр отхожего промысла был в Ардатовском уезде. И сегодня в Ардатовском районе встречается фамилия «Коновалов», что косвенно подтверждает широкое распространение там коновальского ремесла. Среди населенных пунктов уезда, в которых многие крестьяне занимались коновальским ремеслом, были села Скрыпино и Шемарино, деревни Княжуха (Княжуля), Марьино, Ростислаевка, Ратманово, Назарово, Неусыпаевка, большая часть которых теперь в составе соседней Нижегородской области. А по названию села Скрыпино все коновалы из него были известны по всей России как «скрыпинские коновалы». Они передавали свое ремесло из поколения в поколение, и был у них даже свой жаргон из исковерканных татарских слов и искаженного татарского счета.
Скрыпинские хлебопашеством не занимались. Летом они бездельничали, крестьянским трудом вместо них занимались жители других сел.

Этот – точно «коновал»
Почему коновалов нередко называли плутами и шарлатанами? В 1884 году Леонид Беловинский написал в юмористическом журнале «Осколки» о коновале, который пытался лечить даже людей: «Помню, что большую практику медицинскую имел коновал в Ямской. Про него говорили, что он – настоящий скрыпинский коновал, и лучше всякого доктора. Лечил он заговорами, натирал больное место пациента лошадиной дугой, отворял жильную кровь, накидывал горшки и банки, а также снабжал и лекарством, которое сам приготовлял. Прием этих лекарств сопровождался обрядами, и мне кажется теперь, что эти-то обряды темным людям и нравились. Так, перед тем, как принять лекарство, нужно было продеть его между спиц колеса трижды, пить из берестяного стакана, пить на заре, наливать непременно левой рукой, стоять при этом не на полу, а на земле, и т.п.».

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости