Суббота, 13 сентября, 2025

Человек, патриот, созидатель: к 100-летию со дня рождения Алексея Мамаева

28 августа 2025 году исполнилось 100 лет со дня рождения, 22 сентября 30 лет со дня смерти первого директора и основателя Мемориального музея военного и трудового подвига 1941 -1945 годов Алексея Михайловича  Мамаева. Судя по тому наследию, которое он оставил России, человеком он был неординарным и стоит того, чтобы сказать о нем еще раз. Во имя светлой его памяти.

Бойцовский характер

 Уникальное здание музея, открытое к 50-летию Победы над фашистской Германией, заметно украсило центр Саранска, удачно вписалось в Мемориальный комплекс.

 Какова же история создания комплекса? Сама идея зародилась давно, в 80-х годах прошлого столетия, когда А. М. Мамаев, как бывший фронтовик, заинтересовался вкладом, который внесла в дело Победы Мордовия. Цифры его ошеломили. Такая маленькая республика дала 104 Героя Советского Союза, 246 тысяч человек ушли на фронт, и половина их них не вернулось. Помимо всем известной 326-й стрелковой дивизии, были сформированы специализированные воинские части: авиационные, инженерные, бронепоезда, стрелковые, лыжные батальоны – республика давала фронту все новые и новые пополнения. За цифрами стояли люди. Кто-то вернулся, кому выпало солдатское счастье  — жить; кто-то остался лежать на полях сражений; кто-то канул в безвестность. И надо было восстановить справедливость по отношению к этим людям, вернуть им имя и воздать должное труженикам тыла.

  Мысль о создании музея ни на минуту не покидала А. М. Мамаева, лишь обрастала подробностями, новыми замыслами.

 Сначала хотели разместить музей во дворе гостиницы «Центральная», с этим ничего не вышло. Наконец, место определили. Сколько коридоров надо было пройти, чтобы добиться разрешения в ЦК КПСС, правительстве СССР и Министерстве строительства СССР. А когда его дали, то не выделили средств.

Проблемы росли, как снежный ком. Но не такой был Мамаев, чтобы отступать. «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла», — любил говорить Алексей Михайлович. Его бойцовский характер сыграл здесь решающую роль.

За деньгами обратились к народу. Так уж повелось на Руси – возводить храмы на народные пожертвования. Вскоре на счету музея оказался миллион рублей, сумма немалая, если учесть, какой дорогой по тем временам был рубль.

Народная стройка                                          

Параллельно формировался коллектив музея. Алексей Михайлович подбирал людей себе под стать: увлеченных, любящих свое дело, а главное – поверивших в его мечту: И.Г. Тюрина. З.Ф. Морозова, И.В. Новичкова, Г.В. Ранцева, Ю.М. Тезяева, С.А. Телина, Н.Ю. Просалова., Н.Б. Муравьева, Т.П. Футанова, В.С. Шведкова, Т. Яковлева, Е.А. Макеева, Н.В. Фадеева, Н.А. Броницына, С.Н. Килякова, изветный краевед И.С. Бурнайкин.

Отсутствие экспозиционного проекта сдерживало строительство. Нужно было соорудить такое здание, которое ни в чем бы не повторило музеи подобного типа и вместило прежде всего в себя национальный колорит. Из двенадцати проектов утвердили один  — проект московских архитекторов А. Костина и Р. Кананина. Подрядчиком выступил  коллектив треста «Саранскгражданстрой».

А.М. Мамаев сделал стройку поистине народной, обратился за помощью к заводам республики и Союза. В свои-то неполные семьдесят лет Алексей Михайлович неутомимо ходил по приемным, ездил в командировки. На настойчивые просьбы откликались, помогали, кто чем мог. У музея вскоре появились свои машины: Саранский экскаваторный завод подарил стройке новый экскаватор; из Набережных Челнов прислали 13-ти тонный КамАЗ, с Московского ЗИЛа – шеститонный грузовой автомобиль ЗИЛ-130. Техника вскоре заработала и стала приносить средства на закупку стройматериалов.                     

На месте осушенных болот построили кирпичные гаражи, образовалось свое производство.  В такие условия поставил Мамаева рынок: приходилось крутиться и самим добывать средства на строительство музея. Сколько личного времени, сил потрачено на то, чтобы пробить из федерального бюджета миллион рублей на строительство музея, не касаясь при этом местного. Несмотря ни на что, стены упорно росли вверх.

Отозвались и власти республики, поддержали Мамаева. Был создан оргкомитет по празднованию 50-летия Победы, научно-художественный совет при Министерстве культуры, где утверждалась будущая экспозиция музея.

Весной 1995 года здание музея сдано в эксплуатацию. 6 мая, когда русская православная церковь отмечает день Георгия Победоносца, покровителя воинов и защитников мирных жителей, состоялась торжественная церемония по случаю открытия музея, которая вылилась в настоящий праздник. При большом скоплении народа отслужили молебен, и  епископ Саранский и Мордовский Варсонофий освятил храм памяти.

По своей конфигурации здание музея, если смотреть с высоты, напоминает карту Мордовии – в центре башенка, которая представлена в виде национального головного убора – кокошника,  покрытого медными кругами, похожими на медали. 

«Себя не жалел и с нас спрашивал»

На этом можно было бы поставить точку, но в душе постоянно присутствует какое-то чувство недосказанности, полуправды по отношению к А.М.Мамаеву.

 Личность Алексея Михайловича, несомненно, достойна внимания и уважения, чтобы пропеть ему хвалебную оду в 100-летний юбилей со дня рождения, где все сказано вроде правильно, красиво и гладко, но скучно и однобоко, ведь при жизни Алексей Михайлович был очень сложным человеком. Где найти слова, чтобы многогранно описать его характер, высветить наиболее яркие стороны? Такая задача под силу, пожалуй, лишь великим художникам слова, мастерам психологического портрета, ибо все, кто знал Мамаева, сходятся в одном: человек он был слишком своеобразный, слишком противоречивый, ни под какие стандарты его подогнать невозможно. Одни с ним соглашались, другие не понимали, третьи откровенно не любили за ураганный характер и прямоту, но отрицать его редкую индивидуальность никто не решался. Впрочем, не обладая властью, в преклонном возрасте, в смутное время (первый камень музея был заложен в сентябре 1986 года) он начал грандиозное строительство, рассчитывая прежде всего на себя.

О пробивных способностях Мамаева ходили легенды, которые надолго останутся в памяти горожан. Оружием его была клюшка – неизменная спутница жизни. Он ставил ее всегда впереди, когда входил в кабинет высокопоставленного чиновника, чтобы дверь перед ним не захлопнули. Прием был испытанный и верный.

Мамаев – единственный человек из всех, кого я встречала в жизни, который никого не боялся, не признавал никаких авторитетов. Пока он смотрел людям в глаза, никто не смел ему возражать, укусить в спину тоже никто не решался  – все были заворожены его силой и энергией.

Алексей Михайлович все говорил, что устал, и только грозился уйти в отпуск – ведь не отдыхал несколько лет – да вот не довелось. Он относился к породе тех людей, о которых говорят «сгорел на работе».

Все, кому довелось работать с ним, вспоминаем его как начальника и как человека прежде всего. Много комичных случаев было связано с ним, достойных пера юмориста. А как мы его боялись! Теряли дар речи, когда вызывал «на ковер»! Себя не жалел и с нас спрашивал строго: отчитывались до мелочей, никакие оправдания в счет не брались. Меж собой постоянно шутили: «Год работы с Мамаевым засчитывается за три». Но юмор он уважал, прощал многое за шутку, сказанную метко и кстати.  

Имея характер вспыльчивый, сам любил людей покладистых. При внешней суровости был добр. Жалованье у музейщиков маленькое, но, благодаря Алексею Михайловичу, мы получали регулярно даже аванс, в то время как другие по несколько месяцев не знали, что такое зарплата. В свободное время вырывался, доставал продукты вполовину дешевле; каждый месяц он что-то придумывал, выворачивался, давал премию, материальную помощь, и праздники отмечали не хуже других; молодых сотрудников устраивал в вуз, аспирантуру – хлопотал, звонил, беспокоился… Да и припомнить ли теперь все!

Вместо эпилога

1995 год  для Мамаева оказался судьбоносным. Четыре даты стоят рядом: открытие Музея военного и трудового подвига 1941 – 1945 годов. Завершилось дело, которое стало смыслом его жизни. 18 мая по его инициативе к 50-летию Победы вышла в свет книга «Подвиг народный». 28 августа – семидесятилетие и торжественное вручение ордена Дружбы народов. А 22 сентября того же года он умер. Внезапно остановилось сердце: не выдержало третьего инфаркта…

Помню, была пятница, конец рабочей недели. В четыре часа дня Алексей Михайлович зашел в кабинет, справился о делах. Пошутили. А через два часа его не стало. Никакой печати смерти, как утверждают фаталисты, мы не заметили.

Умер он достойно, прожив нелегкую жизнь. Умер, лишив нас своего таланта, изобретательности, жара, оставив после себя светлый след и «планов громадье»… Трудно, беспокойно было с ним работать, всякое было, а вспоминается только хорошее. 

Преемником А. М. Мамаева стал его сын Александр Алексеевич, инженер по образованию, закончивший Казанский авиационный институт. С его приходом сохранена динамика развития музея. Завершено строительство его второй очереди – зала «Преемственность поколений», летнего экспозиционного зала, открыт филиал — музей А. И. Полежаева. Активно развивалась научно-исследовательская, краеведческая работа, издательская деятельность, выпущено шесть книг.

Л. С. Сандина, заслуженный работник культуры Республики Мордовия.

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img
spot_img

Последние новости