Сейчас и в сельской местности мало кто встает с первыми петухами, но несколько десятилетий назад такое у женщин-колхозниц было обычным делом. Затопить печь и испечь хлеб, накормить-напоить, проводить в стадо коров с овцами, собрать ребятишек в школу – это лишь часть из множества дел, которые женщина успевала сделать еще до того, как отправиться на колхозную работу. Если о предстоящих на полях и фермах делах колхозников не предупреждали с вечера, наряды на работу с раннего утра раздавал разъезжавший по селу верхом на лошади бригадир. Он же, постучав в окно кнутовищем, еще и громко торопил: «Не заставляй себя ждать!» Важным, знавшим себе цену, персонажем был в любом колхозе бригадир.
Неприятный случай
А в одном из сел Атяшевского района в послевоенные годы торопил колхозниц на работу и председатель. Увидев, что хозяйка опаздывает в поле, он залил ведром воды печь, в которой выпекался хлеб. Вчерашний фронтовик продолжал столь же строго, как от солдат, требовать от колхозников исполнения своих распоряжений.
«Самодур», — такой ярлык прилепили бы в наши дни этому председателю. Но сами колхозники зла на него не таили. Вспоминая о неприятном случае, говорили больше о хорошем, которое Петр Филиппович (так звали председателя) успел сделать для них на своем посту.
«Нас много, а председатель один, — говорили они. – С него тоже требовали за работу, и даже больше, чем он с каждого из нас». Но и самодуров, которые совершенно справедливо удостаивались такого ярлыка, среди председателей хватало. По этому поводу вспоминается случай, когда колхозный водитель повез в районный центр роженицу, не оповестив о поездке начальство. На его беду уже в районном центре повстречался водителю председатель, который вместо благодарности за благородство отвесил спасителю женщины полновесных тумаков. Он ничего и никого не боялся, зная, что восседающий в райкоме тесть его выгородит.
Своя агитация на ударный труд
Председатель колхоза должен был быть уверенным, что поля вовремя вспашут, а по осени без потерь соберут урожай, большая часть которого пойдет на выполнение обязательного плана хлебозаготовок. А еще нужно было засыпать зерно на семена, в страховой и фуражный фонды. Да и самим колхозникам хоть сколько-то хлеба выдать. И я, хоть и был совсем маленький, помню, как в хрущевские времена мама ездила и ходила даже пешком за много километров в Ардатов и Алатырь, чтобы после долгого стояния в очередях вернуться домой с хлебом. Позже она сама выпекала хлеб из колхозного зерна, и его в семье стало хватать всем.
Результатов, которые требовали от председателя, добиться было невозможно, выпусти он из рук личное и ежедневное руководство трудовой деятельностью колхоза в целом и его бригад. Доверяя помощникам, председатель и сам контролировал выполнение решений правления.
Петр Филиппович первым в районе из председателей начал авансировать колхозников зерном первого намолота при условии выполнения норм выходов на работу. И это было не только материальной поддержкой семей, но и стимулом к добросовестной работе. Слава Богу, ему это сошло с рук. Но не повезло коллеге, который за такое самоволие вынужден был оставить председательскую должность и спешно, чтобы не быть наказанным, уехать с семьей в Свердловск.
А накануне очередной октябрьской даты из райкома распорядились организовать для колхозников за счет колхоза коллективный обед. Но председатель не стал угощать за одним столом с передовиками не самых лучших тружеников. Посчитал, что материальное поощрение накануне революционного праздника и будет для всех колхозников лучшей агитацией за ударный труд.
Свечка за здоровье Жиганова
А в селе Атяшево, в котором было два коллективных хозяйства, один из колхозов возглавлял Жиганов. Сведения о том, как работал колхоз, можно найти в архивах. Но в селе и сегодня живы люди, которые рассказывают о большом авторитете Жиганова у колхозников и районного руководства. Ключом к пониманию может служить и такой штрих в его биографии.
В селе Атяшево в конце улицы под названием «Верепе» еще в 1745 года была церковь. Но со временем было решено вместо старой построить новую церковь в честь Вознесения Господня. Она в Атяшеве стоит и поныне, а строить ее начинали еще в 1848 году. В разгар гонений на церковь храм в селе Атяшево в 1937 году закрыли. Здание хотели даже разрушить, и с этим исполнители партийной директивы не стали бы медлить. Но сработал на опережение председатель колхоза Жиганов, который решил этого не допустить. Как раз было время уборочной и у колхоза возникли проблемы с хранением.
Председатель распорядился засыпать в здание церкви зерно, и она оставалась колхозным амбаром вплоть до 1948 года, когда по настойчивым просьбам прихожан была вновь открыта и оставалась единственным храмом не только на территории Атяшевского района, но и ближайшей округи до начала 90-х годов прошлого века.
Люди помнят Маслова и Климбовского
Во все времена люди в стране рассказывали анекдоты, героями которых становились даже те, на чьи портреты почти молились. И председателям в анекдотах доставалось. В одном из анекдотов есть такой диалог между колхозниками: «А как ваш председатель?» — «Ничего себе. А ваш?»
— «Так себе. Все — себе».
Хороших председателей всегда было намного больше, чем «все – себе». Но я сейчас – о хороших примерах, и они снова из Атяшевского района.
В селе Вечерлеи до сих пор тепло вспоминают о председателе Николае Маслове, образ которого стал прототипом героя повести заслуженного писателя Мордовии Тимофея Якушкина «Грушица у дороги». А в Алове бессменным председателем колхоза имени Максима Горького был 31 год уроженец Украины Александр Климбовский. Приняв разрушенное до основания хозяйство, он всего за несколько лет сделал его одним из лучших в СССР.
Для Климбовского всегда была главной забота о людях труда. И для этого за короткое время была создана в колхозе крепкая материальная база. Но все стройматериалы распределяли по разнарядке, и ему приходилось часто рисковать. Желая ускорить вывозку шифера, распорядился отвезти с птицефермы на цемзавод 200 яиц, десяток которых стоил 16 рублей. Узнал об этом начальник милиции, завел дело. От суда председателя спасло лишь то, что он был Героем Социалистического Труда.