-3.4 C
Саранск
Четверг, 28 ноября, 2024
spot_img

Были в колхозах председатели 

Сейчас и в сельской местности мало кто встает с первыми петухами, но несколько десятилетий назад такое у женщин-колхозниц было обычным делом. Затопить печь и испечь хлеб, накормить-напоить, проводить в стадо коров с овцами, собрать ребятишек в школу – это лишь часть из множества дел, которые женщина успевала сделать еще до того, как отправиться на колхозную работу. Если о предстоящих на полях и фермах делах колхозников не предупреждали с вечера, наряды на работу с раннего утра раздавал разъезжавший по селу верхом на лошади бригадир. Он же, постучав в окно кнутовищем, еще и громко торопил: «Не заставляй себя ждать!» Важным, знавшим себе цену, персонажем был в любом колхозе бригадир. 

Неприятный случай 

А в одном из сел Атяшевского района в послевоенные годы торопил колхозниц на работу и председатель. Увидев, что хозяйка опаздывает в поле, он залил ведром воды печь, в которой выпекался хлеб. Вчерашний фронтовик продолжал столь же строго, как от солдат, требовать от колхозников исполнения своих распоряжений. 

«Самодур», — такой ярлык прилепили бы в наши дни этому председателю. Но сами колхозники зла на него не таили. Вспоминая о неприятном случае, говорили больше о хорошем, которое Петр Филиппович (так звали председателя) успел сделать для них на своем посту.  

«Нас много, а председатель один, — говорили они. – С него тоже требовали за работу, и даже больше, чем он с каждого из нас». Но и самодуров, которые совершенно справедливо удостаивались такого ярлыка, среди председателей хватало. По этому поводу вспоминается случай, когда колхозный водитель повез в районный центр роженицу, не оповестив о поездке начальство. На его беду уже в районном центре повстречался водителю председатель, который вместо благодарности за благородство отвесил спасителю женщины полновесных тумаков. Он ничего и никого не боялся, зная, что восседающий в райкоме тесть его выгородит. 
 
Своя агитация на ударный труд 

Председатель колхоза должен был быть уверенным, что поля вовремя вспашут, а по осени без потерь соберут урожай, большая часть которого пойдет на выполнение обязательного плана хлебозаготовок. А еще нужно было засыпать зерно на семена, в страховой и фуражный фонды. Да и самим колхозникам хоть сколько-то хлеба выдать. И я, хоть и был совсем маленький, помню, как в хрущевские времена мама ездила и ходила даже пешком за много километров в Ардатов и Алатырь, чтобы после долгого стояния в очередях вернуться домой с хлебом. Позже она сама выпекала хлеб из колхозного зерна, и его в семье стало хватать всем. 

Результатов, которые требовали от председателя, добиться было невозможно, выпусти он из рук личное и ежедневное руководство трудовой деятельностью колхоза в целом и его бригад. Доверяя помощникам, председатель и сам контролировал выполнение решений правления. 

Петр Филиппович первым в районе из председателей начал авансировать колхозников зерном первого намолота при условии выполнения норм выходов на работу. И это было не только материальной поддержкой семей, но и стимулом к добросовестной работе. Слава Богу, ему это сошло с рук. Но не повезло коллеге, который за такое самоволие вынужден был оставить председательскую должность и спешно, чтобы не быть наказанным, уехать с семьей в Свердловск. 

А накануне очередной октябрьской даты из райкома распорядились организовать для колхозников за счет колхоза коллективный обед. Но председатель не стал угощать за одним столом с передовиками не самых лучших тружеников. Посчитал, что материальное поощрение накануне революционного праздника и будет для всех колхозников лучшей агитацией за ударный труд. 
 
Свечка за здоровье Жиганова 

А в селе Атяшево, в котором было два коллективных хозяйства, один из колхозов возглавлял Жиганов. Сведения о том, как работал колхоз, можно найти в архивах. Но в селе и сегодня живы люди, которые рассказывают о большом авторитете Жиганова у колхозников и районного руководства. Ключом к пониманию может служить и такой штрих в его биографии.  

В селе Атяшево в конце улицы под названием «Верепе» еще в 1745 года была церковь. Но со временем было решено вместо старой построить новую церковь в честь Вознесения Господня. Она в Атяшеве стоит и поныне, а строить ее начинали еще в 1848 году. В разгар гонений на церковь храм в селе Атяшево в 1937 году закрыли. Здание хотели даже разрушить, и с этим исполнители партийной директивы не стали бы медлить. Но сработал на опережение председатель колхоза Жиганов, который решил этого не допустить. Как раз было время уборочной и у колхоза возникли проблемы с хранением.  

Председатель распорядился засыпать в здание церкви зерно, и она оставалась колхозным амбаром вплоть до 1948 года, когда по настойчивым просьбам прихожан была вновь открыта и оставалась единственным храмом не только на территории Атяшевского района, но и ближайшей округи до начала 90-х годов прошлого века. 
 
Люди помнят Маслова и Климбовского 

Во все времена люди в стране рассказывали анекдоты, героями которых становились даже те, на чьи портреты почти молились. И председателям в анекдотах доставалось. В одном из анекдотов есть такой диалог между колхозниками: «А как ваш председатель?» — «Ничего себе. А ваш?» 
— «Так себе. Все — себе». 

Хороших председателей всегда было намного больше, чем «все – себе». Но я сейчас – о хороших примерах, и они снова из Атяшевского района. 

В селе Вечерлеи до сих пор тепло вспоминают о председателе Николае Маслове, образ которого стал прототипом героя повести заслуженного писателя Мордовии Тимофея Якушкина «Грушица у дороги». А в Алове бессменным председателем колхоза имени Максима Горького был 31 год уроженец Украины Александр Климбовский. Приняв разрушенное до основания хозяйство, он всего за несколько лет сделал его одним из лучших в СССР. 

Для Климбовского всегда была главной забота о людях труда. И для этого за короткое время была создана в колхозе крепкая материальная база. Но все стройматериалы распределяли по разнарядке, и ему приходилось часто рисковать. Желая ускорить вывозку шифера, распорядился отвезти с птицефермы на цемзавод 200 яиц, десяток которых стоил 16 рублей. Узнал об этом начальник милиции, завел дело. От суда председателя спасло лишь то, что он был Героем Социалистического Труда. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости