11.8 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

«Быкам пиво не даем»

Деревня Мариуполь – в трех километрах от районного центра. Когда-то местные жители работали в колхозе, о котором теперь напоминает лишь ферма на деревенской окраине. Как дом, в котором никто не живет, разваливалось с годами и заброшенное помещение для телят. Новая жизнь к старым стенам телятника пришла в конце 2017 года, когда фермер Оксана Струёнкова привезла в Мариуполь почти два десятка телок абердин-ангусской породы. Японцы говорят, что мясо этих животных может есть даже беззубый человек — настолько оно мягкое. Из-за равномерного распределения жира мясо молодых бычков напоминает на срезе мрамор, а на сковородке «мраморные» прослойки тают, придавая вырезке необычайные нежность и вкус. 

«ТИПИЧНО РУССКИЕ РЕБЯТА» 
Впрочем, японцы много чего говорят о мраморном мясе, и, надо думать, знают о нем все. Ведь коровы специальной мясной породы долгое время выращивались только в их стране, и таких животных не экспортировали в другие страны. В России производство «мраморной» говядины получило особенно широкое развитие в последние годы. С вводом санкций выяснилось: мы и сами можем выращивать мраморную говядину! Несмотря на заграничные сказки про исключительную изнеженность «мраморных» бычков, они оказались «типично русскими ребятами». 
И в Мордовии сейчас почти 6 тысяч коров разных пород мясного направления продуктивности. Они почти во всех районах республики, а в Большеберезниковском О.В. Струёнкова пока первая и единственная разводит такой скот. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

Узнав, что животные местного фермера необычной породы, посмотреть на них приходило, считай, все село. А для двоих односельчан Оксаны Струёнковой ее ферма стала и местом постоянной работы. Как участник федеральной программы «Начинающий фермер» Оксана Владимировна получила от государства для продвижения своего бизнеса 1,8 миллиона рублей грантовой поддержки и обязалась создать на ферме рабочие места. 
У Оксаны Струёнковой и до того, как решила разводить особенный для этих мест скот, «мясная тема» была направлением ее деятельности. Правда, выращивала уток, гусей и овец, от которых не отказалась и сейчас. В отличие, например, от скороспелого свиноводства, процесс выращивания крупного рогатого скота от теленка до взрослой товарной особи очень растянут по времени. В КФХ Струёнковой не подошла еще прибыль от мясного скота, поэтому птица и овцы остаются пока главным источником ее доходов. 
Мясо пернатого поголовья поставляет в райцентр, где в снабженческо-сбытовом кооперативе несколько фермеров создали пусть и небольшое, но современное по оснащенности и технологиям перерабатывающее производство. Кооператив выпускает 36 наименований готовой продукции и полуфабрикатов из мяса, картофеля, круп, зерна. 

qnvasx8go24

СВОИМ ПУТЕМ 
— Как же решили заняться производством «мраморного» мяса? — спросил я у Оксаны. Она ответила, что о животных абердин-ангусской породы была наслышана давно и мечтала завести их у себя в фермерском хозяйстве. «Но нужен был стартовый капитал, которым для меня и стал полученный от государства по программе «Начинающий фермер» грант». 
Многие из фермеров, что выращивают скот мясного направления продуктивности, разводят так называемых «полукровок». Отцы этих животных герефорды, абердин-ангусы или лимузины, а матери — выбракованные из молочного стада коровы-симменталки, голштино-фризки. Пород много, и в каждой местности — свои. Но прежде чем везти выбракованных животных на мясокомбинат, фермеры получают от этих коров смешанное потомство. Оксана Струенкова сразу нацелилась на чистокровное поголовье. Процесс его получения самый продолжительный, зато говядина от чистокровных бычков может претендовать на восьмую, самую высокую категорию качества «мраморного» мяса. Сейчас у нее на ферме 44 животных абердин-ангусской породы, из которых 19 голов — коровы. Фермер поставила перед собой цель в течение максимум двух лет довести поголовье мясного скота до двухсот особей, и только что пополнила стадо 16 новыми нетелями и одним быком породы герефорд. В отличие от совершенно черных, как смола, абердин-ангуссов, «рубашка» этих животных красно-белая, но по длине и густоте шерсть у них тоже напоминает одежду «с начесом». Когда приезжали к фермеру в Мариуполь, мы посмотрели на них лишь издали и не стали беспокоить. У животных не закончился еще карантин, и лишние контакты им ни к чему. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

ЯШКА — ГЛАВНЫЙ! 
Зато надо было видеть, с каким интересом наблюдал за незнакомцами бык абердин-ангусской породы по кличке Яшка и весом почти в одну тонну. В стаде есть еще один производитель, но он знает свое «место», не лезет, что называется, вперед батьки. Яшка всем своим видом давал понять, что именно он главный в «гареме», и его авторитет здесь непререкаем. 
Удивительно, но этим похожим на буйволов животным не страшны морозы. Если на улице нет ветра, помещение телятника становится для них укрытием лишь ночью и после того, как столбик термометра опустится ниже 25 и даже 30 градусов. В открытой калде под ногами абердин-ангусов подстилка из соломы, которую рабочие постоянно обновляют и по причине того, что животные солому съедают. «Они, — говорит Оксана, — едят все, что попадается на глаза: любую траву, солому, лопухи, крапиву и даже кустарник. Но у нас для них есть специальный рацион, в котором много концентратов. Пивом, как это делают японцы, не выпаиваем, но выращиваем трепетно, кормим только экологически чистыми, натуральными кормами. Поэтому и прибавляют в весе до одного килограмма в сутки». 
Удивило и то, что коров на ферме не доят. В роли «доярок» здесь сами телята, которые остаются на подсосе у своих матерей примерно до семимесячного возраста. И пока молодняк рядом с мамами, его в целях собственной безопасности лучше не трогать. Поставщики «мраморного мяса» — бычки, несколько голов которых, говорит фермер, в ближайшее время подойдут для убоя. 
С наступлением теплых дней животных переведут на делянку рядом с лесом, где на каждую особь будет приходиться по 2 га кормовых угодий. У фермера куплен весь материал для огромной изгороди, которая станет одновременно и электопастухом. На пастбище животные останутся до тех пор, пока трава не скроется под снегом. 

«НАКОСЯ ВЫКУСИ!» 
Уезжая от фермера, спросил у Оксаны: доводилось ли самой пробовать мраморное мясо? 
— Было дело, — сказала она. — И внешне, и на вкус просто неподражаемо. Я слышала, как говорят японцы, и когда пробовала такое мясо, почему-то хотелось сказать на их манер: «Накося выкуси!» 

Валентин ПИНЯЕВ.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости