Летним днем 1965 года с Дальнего Востока ехала на поезде группа молодых лейтенантов. По дороге выпускники Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища отмечали окончание учебы. Один из них, сверкая звездочками на новеньких погонах, предложил товарищам тост за генерала Яксаргина.
Герой Советского Союза Василий Владимирович Яксаргин более шести лет возглавлял военное училище. Его выпускниками были свыше 18 тысяч офицеров автомобильной службы. Из них 5 стали генерал-полковниками, 8 — генерал-лейтенантами, 51 — генерал-майорами.
Служили
два товарища
Поводы вспомнить генерала Яксаргина есть и в наши дни: в мае 2025 года исполняется 80 лет Победе советского народа в Великой Отечественной войне, а месяцем раньше — 110 лет со дня рождения самого Василия Владимировича.
Много боевых эпизодов вместила фронтовая жизнь этого человека. У уроженца села Киржеманы Атяшевского района были за плечами не только Великая Отечественная, но и финская война, в которой он и принял боевое крещение. И до конца своих дней Василий Владимирович помнил июньский день 1941 года. Тогда танковая дивизия, в которой Яксаргин был командиром роты, несколькими железнодорожными эшелонами прибыла на станцию Орша.
Когда заканчивали разгружать с платформ боевую технику, налетевшие немецкие самолеты мощным бомбовым ударом превратили в груду металла десятки танков. Пострадал и танк самого Яксаргина. Но не бросил его комроты. Взяли на буксир, так и прорывались танкисты двух экипажей (Яксаргина и Петра Луста) к своим.
Они участвовали в боях, выходя из окружения, попали в плен. В плену были до марта 1942 года, наши войска их освободили. Долгое время Яксаргин и Луст находились в Суздальском спецлагере НКВД. Затем – вновь на фронт. Так случилось, что два товарища прошли вместе и всю войну. На их боевом пути были Курская дуга, Харьков, Киев, Фастов, Львов… Петр Луст погиб на подступах к Берлину.
В боях за Берлин
2-й танковый батальон под командованием Яксаргина 16 апреля после мощной артиллерийской подготовки форсировал реку Нейсе, еще через день – Шпрее. Танки батальона за три дня боев продвинулись на 100 км и оказались далеко впереди основных сил. Все ближе был Берлин, вокруг которого фашисты создали три полосы мощнейшей обороны, а в самом городе превратили в опорные пункты все здания.
Особенно опасными на улицах столицы третьего рейха были ополченцы «фольксштурм» с фаустпатронами – в основном юнцы от 12 лет и старики-фанаты. Они били по танкам с расстояния до 150 метров. Немало танкистов погибло в Берлине от пятикилограммовой карманной артиллерии, которую фольксштурмовики носили как винтовку — на ремне через плечо.
Опасными были для танков и узкие улицы Берлина. Зажатые между зданиями и лишенные маневра, боевые машины становились легкой мишенью. По танкам немцы стреляли из укрытий, окон домов. Чтобы меньше было потерь, улицы до появления на них танков массивным огнем обрабатывала артиллерия.
«Казалось, после ураганного огня «Катюши» там не должно было оставаться ни одного живого человека, — вспоминал Василий Яксаргин. – Но стоило нашим танкам сдвинуться с места, как огневые точки немцев оживали. От интенсивного огня артиллерии население, кроме явных зевак, почти не страдало. Потому что отсиживалось во вместительных подвалах под домами. В этих условиях отсиживаться и отлеживаться можно было сколько угодно».
На одной из улиц Берлина танкисты увидели немецкий госпиталь для легкораненых. Подстрекаемые офицерами-нацистами, и на этом месте фрицы встретили наши танки огнем фаустпатронов.
У танкистов капитана Яксаргина в уличных боях была своя тактика. Даже при атаке всего несколькими танками они старались создать видимость масштабного наступления. Это заметило и оценило командование. Бросая танки Яксаргина на самые опасные участки, вышестоящие командиры говорили: «Вы везучие, у вас и на этот раз все получится».
Поддерживаемые мотопехотой, саперами и огнем крупнокалиберной артиллерии, танкисты Яксаргина вышли к площади Унтер-ден-Линден, название которой переводится как «улица под липами». Знаменита площадь тем, что с приходом к власти Гитлера по обеим ее сторонам были высажены липы. Одна из них очень помогла танкистам обнаружить и уничтожить затаившийся немецкий танк «Пантера». Но липу, чтобы замаскировать свой Т-34, пришлось экипажу повалить.
Было
не до «автографов»!
Танкисты батальона Яксаргина очистили в Берлине от неприятеля 60 кварталов. Но «автографов» на стенах Рейхстага, которые были рядом, оставить им не удалось. Это легко было сделать пехотинцам: автомат или винтовку на плечо, и пошел ставить свою «визу»! А танкистам после боя нужно было отдохнуть, привести в порядок, заправить горючим и боеприпасами боевую машину. А тут и команда «В поход!» не заставила себя ждать: к советским танкистам взывала о помощи восставшая против фашистов Прага! Как раз 9 мая в составе танковой бригады батальон Яксаргина вошел в столицу Чехословакии.
А в городке Лиса-на-Лабе узнал капитан, что ему за успешные бои в Берлине и взятие железнодорожной станции Шёнеберг присвоено звание Героя Советского Союза.
Яксаргина первой поздравила военврач Мария Коваль. Дружба между эрзянским парнем и кубанской казачкой переросла в большую любовь еще в 1944 году, когда Яксаргина после ранения отправили в госпиталь. А после войны создали семью, и Мария многие годы продолжала делить с мужем будни офицера. Сам он окончил высшую офицерскую бронетанковую школу и военный пединститут. Служил на разных должностях, в том числе начальником Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища.
В апреле 1964 года Василию Яксаргину было присвоено звание генерал-майора. А когда уволился в запас, семья поселилась на родине супруги в Краснодаре. В 1966 году в Краснодарском сельхозинституте была создана военная кафедра, которую возглавил Василий Яксаргин. Боевой генерал оставался на кафедре старшим научным сотрудником даже на восьмом десятке жизни. В 2006 году В.В. Яксаргину решением городской Думы было присвоено звание «Почетный гражданин города Краснодара».
Ушел из жизни Василий Яксаргин в ноябре 2009 года в возрасте 94 лет.