1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

Барский дом: третья серия истории старинной усадьбы князей в Стрельниково

Журналисты «Известий Мордовии» рассказывают историю старинной усадьбы князей Кулунчаковых в селе Стрельниково Атюрьевского района. О семейных тайнах и открытиях, о привидениях и кладах, о том, чем интересен княжеский дом туристам, и что нужно сделать, чтобы туристы сюда приехали.

Резные двери и гранитные лестницы

Век назад атюрьевское село Стрельниково имело статус волостного центра. А под штаб-квартиру различных административных органов новые хозяева жизни приспособили экспроприированный двухэтажный княжеский особняк. Конечно, метраж-то солидный, комнат – предостаточно, к тому же здание имело невиданные в ту пору не то что в селе, в большинстве городов коммунальные удобства – автономное паровое отопление, электроснабжение. Правда, после административной реорганизации тогдашние начальники, покидая усадьбу Кулунчаковых, почему-то решили «захватить» с собой и часть «удобств», то есть трубы, краны, батареи. Хотя уже тогда принималось решение о размещении в бывшем барском особняке сельской школы.

Кстати, именно благодаря школе само здание удалось сохранить. Пусть не в первозданном облике. Понятно, интерьеры княжеских залов и спален пришлось переделывать под запросы образовательного процесса крестьянских детей. Часть помещений разделили деревянными перегородками, по требованиям различных уже современных ведомств, по стенам и потолку протянули провода пожарной сигнализации и т.п. 

Но широкие ступени гранитных лестниц, по которым за 80 с лишним лет многие сотни раз поднимались и спускались сельские мальчишки и девчонки, готовы служить ещё долгие годы.     

— Зато деревянные двери – княжеские, — показывают стрельниковцы  гостям остатки интерьера, что удалось сберечь от экспроприаторов. Хотя резные двери из массива дерева неоднократно покрывались слоями масляной краски. И такая «косметика» давно замаскировала тонкую работу мастеров — резчиков.

— А тут даже потолочная лепнина, — не без гордости демонстрируют сельчане уцелевшие фрагменты украшений начала прошлого века.

Чувствуется, с какой теплотой и заботой к особняку князей Кулунчаковых относятся представители нынешней Стрельниковской администрации — Саид Кильдеев и его помощницы. Впрочем, оно и неудивительно. Они же буквально выросли в этом доме, хотя родом из соседнего села. Но для нескольких поколений школьников, бегавших на уроки в Стрельниково из шести окрестных деревень, сёл и поселков, стены княжеского особняка стали практически родными.

Белый лебедь на пруду

— В нашей деревне Пичеполонга была только школа-девятилетка. Поэтому в старших классах я училась в Стрельникове, — вспоминает редактор журнала «Якстерь тяштеня» (в переводе с мокшанского «Красная звездочка») Вера Брындина. – И я бесконечно рада, что мне посчастливилось провести там два года, общаться с замечательными учителями. Да и атмосфера в школе отличалась какой-то особой энергетикой. Причем настолько мощной, что она ощущается буквально физически. И первое время, когда я начала учиться в Стрельниковской школе, ночами не могла уснуть.  Мне всегда казалось, что стены бывшего княжеского особняка хранят очень много тайн. Когда задерживалась после уроков и по всему огромному зданию воцарялась тишина, я любила поразмышлять: а что же тут происходило при Кулунчаковых? В какие-то моменты даже становилось жутковато, казалось, что рядом кто-то есть… Но это, наверное, просто я такая выдумщица.

— Нашим классным кабинетом служило помещение, где раньше у Кулунчаковых находился зимний сад, с множеством громадных, во всю стену, окон. Правда, в середине 1990-х половину окон уже заложили. Но из учительской открывался сказочно красивый вид на липовую аллею, — делится юношескими впечатлениями Вера. – Обычно школьники опасаются попадать в учительскую, а мы, напротив, старались любым способом туда проникнуть, чтобы полюбоваться необычайным пейзажем. А на переменах весной и осенью спускались к пруду и представляли, как когда-то там плавали белые лебеди.

Впечатления от барского сада и пруда вдохновляли поэтическое воображение Веры Брындиной. 

О лебедях и красотах барского поместья любили рассказывать сельские старожилы. Школьники 1990-х ни лебедей, ни много другого уже не видели. Но передающиеся из уст в уста легенды тоже хранят атмосферу княжеского великолепия.

Общаясь со стрельниковцами, мы неожиданно узнали, что эта школа нам тоже не чужая. Оказывается, наш коллега, фотограф «Известий Мордовии» Анатолий Макеев, к сожалению, уже ушедший от нас,  вырос в стенах княжеского имения, то есть учился в Стрельниковской школе. 

И вообще, среди её бывших учеников немало достойных граждан. Сельский библиотекарь Евдокия Турнаева, бережно перелистывая страницы самодельного фотоальбома, готова часами рассказывать о земляках. Особо гордятся стрельниковцы своим односельчанином, гвардии капитаном Егором Григорьевичем Акиняевым, в годы Великой Отечественной войны командовавшим танковой ротой, и за боевые заслуги отмеченным званием Героя Советского Союза. Кстати, на фасаде особняка красуется мемориальная доска в память об учившемся здесь отважном воине-защитнике Отечества.

Ломать – не строить

Барский сад Кулунчаковых многие десятилетия радовал сельчан богатым урожаем плодов и ягод. Вернее, он тоже сохранился, но одичал. 

— Раньше просто так топтать территорию сада и аллеи никому не дозволялось, — рассказывает о своем школьном детстве учитель немецкого языка Лидия Александровна Малютина (она тоже окончила Стрельниковскую школу, а потом вернулась в родные пенаты уже в качестве наставницы, несколько лет была завучем и директором). – Мы очень бережно относились к Кулунчаковскому наследству. И не только за садом ухаживали. Сами тоже выращивали разные огородные культуры на опытном участке и соревновались, у кого лучше уродится. Помню, наше звено, за то, что сумели вырастить рекордный урожай лука, премировали поездкой на республиканский слёт юннатов в Саранск.    

Кстати, в школьную пору Лидии Александровны и Саида Кильдеева княжеский особняк ещё имел внешний облик, близкий к изначальному проекту немецких архитекторов.

— Это уже позже замуровали парадное крыльцо, выходившее на аллею, которая вела к пруду. А потом тут вырос клён, который теперь вымахал выше крыши и заслонил обзор. А в начале перестроечных 1990-х убрали балконы на втором этаже. Всё-таки дом возводился для частного, а не общественного пользования. Детям же любопытно всё самостоятельно проверить. Мы опасались, чтобы кто-нибудь ненароком не свалился, не покалечился. Сначала закрывали выход на балкон. Но ребятню это разве остановит, им ведь не объяснишь, что конструкция балкона ненадежная. 

В общем, постепенно Кулунчаковский особняк лишился части своих архитектурных особенностей.

Тем не менее, само строение не разрушилось. Не растащили его по кирпичикам новоявленные Шариковы. Вот, правда, школу три года назад закрыли. Стрельниковская детвора теперь ходит учиться в Кишалы.

— Хорошо, что пока в княжеском доме обосновалась сельская администрация. Часть помещения занимают музей и библиотека. В общем, здание не брошено, — говорит Лидия Малютина и не скрывает беспокойства о будущем. – Нам уже много лет. Силы не те, но хочется, чтобы наследство древнего рода Кулунчаковых не пропало.

Объект в реестре памятников

Надо отдать должное, судьбой княжеского имения озабочено и руководство Атюрьевского района, в чьей собственности оно ныне и находится. Примечательно, что официально с 1981 года стрельниковская усадьба князей Кулунчаковых включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Однако само по себе документальное свидетельство мало влияет на реальное положение дел. По крайней мере, содержание объекта полностью возложено на муниципалитет, при этом никакого финансирования это не предусматривает. А какие средства в местном бюджете села, где теперь нет никаких производств и, соответственно, доходов, объяснять не стоит.

Но чтобы сберечь уникальный, на сегодняшний день единственный в республике памятник усадебной архитектуры XIX века, необходимо предпринять действенные шаги. 

Звено в «Золотое кольцо»

Возглавляющая республиканское Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Мордовии Светлана Баулина в беседе с журналистом «ИМ» сообщила, что вопрос о будущем усадьбы Кулунчаковых уже обсуждался в федеральном ведомстве на встрече с заместителем министра культуры РФ Николаем Овсеенко. Кстати, там как раз весьма позитивно откликнулись на желание республики возродить княжеское имение как туристический объект.

Правда, необходимо подготовить предварительный пакет документов. Федеральное министерство берёт на себя проведение культурно-исторической экспертизы. Это, по словам Светланы Баулиной, довольно затратная процедура. При этом региональному культурному ведомству необходимо заняться поиском инвесторов и организации, имеющей лицензию на осуществление реконструкции объектов культурного наследия. Работу в этом направлении затормозили объективные обстоятельства, обусловленные пандемией. Однако от намеченных целей, заверяет Светлана Баулина, отступать никто не думает.

Нынешним летом региональные волонтёры культуры совершили пробное десантирование в Стрельниково, расчистили от природного мусора липовую аллею, посаженную на территории усадьбы в честь столетия победы над Наполеоном.

Говоря о перспективах использования княжеского особняка, Светлана Баулина рассказала, что есть идея организовать там литературный музей, поскольку известный писатель Александр Куприн по материнской линии связан с древним родом князей Кулунчаковых. К тому же, как выяснили мордовские архивисты, в своё время отец писателя Иван Иванович Куприн учился в уездном городе Темникове, а «затем служил секретарем Краснослободско-Наровчатского съезда мировых посредников». Кроме того, род Куприных, судя по свидетельствам, связан и с Инсаром. Среди жителей Инсара, убитых пугачевцами в 1774 году, в примечании к главе восьмой «Истории Пугачева» Александр Пушкин упоминает капитана Дмитрия Куприна. Историки намерены детально изучить родословную писателя, не исключая, что удастся найти немало любопытных подробностей, подтверждающих связь писателя с родиной его предков – мордовским краем.

Для привлечения туристов на территории стрельниковского имения предполагается не только реконструировать дом управляющего под отель. В домике, где более века назад обитала княжеская обслуга, можно оборудовать творческие мастерские и проводить там мастер-классы по народным ремеслам. В идеале для приёма гостей нужна и точка общепита.  А географическая близость к Темникову позволила бы включить Стрельниково в местное культурно — историческое «Золотое кольцо».

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости