В этом году Волжская экспедиция института археологии Российской академии наук проводит спасательные археологические раскопки селища древней мордвы недалеко от села Веденяпино Теньгушевского района Мордовии. Об экспедиции нам рассказывает Ольга Викторовна Зеленцова, научный сотрудник Института археологии РАН.
— Ольга Викторовна, почему была организована эта экспедиция?
— Спасательные работы на памятнике вызваны тем, что его часть попадает под строительство автодороги между селом Старый Город (Республика Мордовия) и деревней Вещерка (Нижегородская область). В соответствии с законом, до начала строительных земляных работ необходимо выполнить спасательные работы на памятнике, такими работами стали раскопки северо-западного участка селища, там, где пройдет дорога. Именно поэтому раскопки называются спасательными, путем научных раскопок мы спасаем ту часть памятника, которая будет разрушена при строительстве дороги. Мы получаем научную информацию и сохраняем данные о древнем селище через научное исследования, фиксируя его в чертежах, фотографиях, описаниях и конечно находках. Надо отметить, что строителями государственной компании «Упрдор Республики Мордовия» были выполнены все требования законодательства.
— Кто принимает участие в экспедиции?

— В раскопках селища кроме сотрудников Института археологии РАН в качестве рабочих принимают участие студенты Историко-социологического Института Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева, а также студенты и рабочие из других городов – Кирова, Арзамаса, Нижнего Новгорода и др. Меня очень радует участие в раскопках студентов-историков из Саранска. К сожалению, сейчас в программе отсутствует археологическая практика, а ведь только на раскопках историки могут понять, что такое археология. Радует и то, что многим студентам это интересно и будем надеяться, что появятся такие, которые свяжут с этой наукой свою жизнь, что очень актуально для Мордовии. Кстати, раскопки продолжается и желающие поработать могут принять в ней участие.
— Какие тайны открыли раскопки?
— В ходе раскопок нами исследовано селище на площади 5 тыс. кв. м. Это очень большая площадь, в таких объемах мордовские селища ранее не исследовались. Раскопки мордовских ученых-археологов В.И. Вихляева, И.М. Петербургского, В.Н. Шитова, Я.В. Беляева охватывали небольшие площади и проводились уже давно – в 70-80-е гг. ХХ века. За это время наука ушла вперед и получила наряду с традиционными методами новые методики фиксации и исследований. Раскопки на большой площади позволяют «увидеть» планировочную структуру мордовского селища, исследовать заглубленные в материк части средневековых построек. Так на площади раскопа исследовано несколько объектов, которые расположены в линию с юго-запада на северо-восток под углом к старице Мокши (сейчас это оз. Мордовское). Наиболее интересен один из раскопанных объектов – это яма подквадратной формы размерами 3,6 на 2,5 м и глубиной около 2-х м. На дне ямы обнаружен почти полный скелет коровы, выше которой залегал углистый слой, который был засыпан мешаным материковым грунтом. В яме также были обнаружены железный нож, глиняное пряслице, рыболовное грузило, несколько фрагментов иголок фрагменты глиняных сосудов. Эти находки говорят, что вероятно яма была подполом жилой постройки, которая после каких-то событий была засыпана и заброшена. Находка накладки от ремня в яме позволяет говорить нам, что эти события произошли не раньше 9 века. А как туда попала корова – были ли это кухонные остатки или она попала туда, например, сломав ногу или еще как-то нам скажут дальнейшие исследования, которые проведут палеозоологи. Кроме того, нами из ямы взяты образцы на палинологию (пыльцу растений), которые позволят реконструировать растительный мир этого времени и на определение зерна, что позволит понять, какие культуры выращивали в это время и что было основой жизнеобеспечения древнемордовского населения 8-10 вв.

— Ольга Викторовна, можно уже сейчас сделать какие-то выводы о жизни древнего населения?
— Конечно. Можем сказать, что на селище было ювелирное производство, об этом говорят такие неприметные находки как выплески металла. Всего собрано около 130 выплесков цветного металла (бронзы, меди, свинца), также имеется несколько литников (канал, по которому заливается металл в форму изделия, который также заполняется металлом и удаляется, после застывания) и глиняная льячка. Жители селища занимались рыбной ловлей, о чем говорят находки грузил и рыболовных крючков; находки пряслиц и вязальных крючков говорят о прядении, лепная керамика говорит о производстве посуды на селище. Присутствовали на селище воины, о чем свидетельствуют находки деталей воинских поясов и находки наконечников стрел.

— Область Ваших научных интересов — костюм эрзи, мокши, муромы. Эта экспедиция открыла что-то новое для Вас?
— На селище обнаружены мелкие детали украшений женского костюма, который мы хорошо знаем по мордовским могильникам. Это трапециевидные, лапчатые, трубчатые и другие привески, детали обувных украшений, сюлгамы, перстни, фрагменты браслетов и т.п. Эти находки очень важны, т.к они свидетельствуют о том, что богатый убор, в котором хоронили мордовских женщин широко использовался при жизни, раз столько потерянных его деталей мы находим. Это согласуется с этнографическими данными о мордве, которые говорят о том, что с самого рождения девочки в семье начинали собирать для нее убор. Этот убор в течении своей жизни она носила в значимые для семьи и общества дни.

— Какова роль этой экспедиции для мордовской археологии?
— Эти раскопки очень важны для археологии мордовского края. Они дают новое понимание культуры древней мордвы. Кроме того, эти раскопки снова и снова показывают нам важность проведения археологических разведок, когда проектируются новые дороги, дома и разные сооружения. И конечно же важность спасательных работ, которые позволяют получить принципиально новую информации о культуре и жизни народов нашей страны.